25
Ноября
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

«Подушки безопасности» срабатывают плохо

04.12.2008Валентина КокшароваГорячая тема

В середине сентября «Искра» проводила на улицах города опрос: отразится ли мировой финансовый кризис на ваших кошельках? Тогда еще ничто не предвещало бури, а грозовые тучи сгустились лишь над финансовыми структурами. И лысьвенцы сильно не озадачивались, хотя уже тогда в ответах прозвучало: мол, больше всего боимся потерять работу и зарплату. Но реально в такое развитие событий мало кто верил: народ только-только вздохнул свободно и стал забывать кошмар 90-х годов.
Прошло всего два месяца, и сегодня практически все руководители больших и малых предприятий потеряли покой и сон: как выстоять, не загубить бизнес, коллективы и доброе имя? Город полнится слухами и страшилками о массовых сокращениях на крупных и мелких предприятиях, о снижении зарплат, о приостановке производств. По мере возможности, а главное - открытости информации и желании руководителей общаться на эти темы с прессой, мы будем рассказывать, что на самом деле происходит в экономике района и к чему нам готовиться в наступающем году.

Энергетический «вулкан» проснулся не сейчас

Первой такой возможностью стала встреча генерального директора ООО «Электротяжмаш-Привод» Виктора ЛЕША с ветеранами предприятия. Надо отдать ему должное: он разговаривал с людьми открыто и откровенно, не сгущая краски и не пытаясь давать популистские обещания.

Ситуация на заводе действительно непроста. Уже несколько недель, как здесь введен режим сокращенной рабочей недели. Естественно, у людей упали заработки. У многих начались проблемы с банками из-за несвоевременного погашения кредитов. Ветераны, чьи дети работают в основном на заводе, недоумевают: что могло случиться с «Приводом», который в последнее время уверенно набирал обороты?

По словам Виктора Леша, тревога появилась еще летом прошлого года, когда в энергетике страны начались необратимые процессы, а именно - распад такой мощной энергетической структуры, как РАО «ЕЭС». Основная продукция лысьвенских машиностроителей предназначалась энергетикам - для обеспечения энергобезопасности страны. РАО «ЕЭС» много строило - «Привод» был обеспечен заказами. В августе 2007 года единая российская энергетическая система распалась на множество мелких структур.

- Появились новые собственники, которые практически остановили программы техперевооружения и стройки. За редким исключением тех, где в управлении еще оставалось государство.

Часть инвестиционных проектов на заводе была остановлена по объективным причинам. Оценив ситуацию в регионе, новые собственники сказали примерно так: мол, тех мощностей, что есть, нам достаточно. Дорогой «Привод», спасибо тебе за то, что ты поучаствовал в наших программах и тендерах. Пока отложим наше сотрудничество на срок... Называли разные сроки, самый близкий – конец 2008-начало 2009 года.

- Это была первая половина неприятных событий, которые начали развиваться с августа 2007 года, - сказал Виктор Леш. - Вторая состояла в том, что собственниками предприятий бывшего РАО «ЕЭС» стали еще и иностранные компании. Они провели экономические расчеты работы предприятия на нашем оборудовании и на импортном. К сожалению, сравнение получилось не в нашу пользу.

В связи с этим на заводе были запущены проекты новой серии генераторов под маркой ТТК, выпущены опытные образцы мощностью 25, 40 мегаватта. Машины показали меньший вес и габариты, повышенный КПД, и мы хоть как-то начали конкурировать с иностранными производителями.

Все сложилось бы хорошо, и 2008-й год электромашиностроители пережили бы без больших проблем, если б не системный кризис, обрушившийся на финансовую систему страны. Что это такое? Ни для кого не секрет, что нефтяники и энергетики сидели на кредитной «игле». Кредитный «пузырь» лопнул, банковская система оказалась обесточенной, появился денежный дефицит. Когда перекрыли кредитный кислород, газовый и нефтяной секторы экономики стали свертывать инвестиционные проекты. Сработал принцип домино, и волна неприятностей перекинулась на тех, кто на них работал.

- Мы вовремя среагировали на ситуацию и отказались от части долгоиграющих проектов. В том числе, как ни жалко было, и от дальнейшего техперевооружения завода. Но нагрянула другая проблема: многие потребители перестали работать за живые деньги. Анализ показывает: в третьем и четвертом кварталах ситуация с платежеспособностью заказчиков ухудшается с каждым днем.

За счет собственных средств, накопленных в 2007-2008 годах, держимся: машины собираем, заказы есть, но они практически не финансируются. Авансы и то, что потратили на покупку материалов, получили. Реальных доплат за выпущенную и отгруженную продукцию, за продукцию, находящуюся на складе, мы не получаем. В РАО «РЖД» заверяют: мол, в первом квартале должно что-то измениться в лучшую сторону. Нефтяники убеждают: переживем тяжелые январь-февраль - в марте начнется подъем. Но общая ситуация складывается так, что я бы не смотрел радужно даже на срок 1 апреля.

Как всё это отразилось на работе завода?

По словам гендиректора, на предприятии предвидели трудную ситуацию и первые шаги по снижению издержек и затрат начали предпринимать в мае-июне текущего года. Тогда был составлен план подготовки к зиме, но уже без учета отопления двух корпусов. В заводе, да и в городе, стали говорить о том, что на «Приводе» свертывают производства. Дескать, из-за падения спроса на продукцию предприятия.

- Мы не свернули ни одно производство, - сказал Виктор Леш. - Не уменьшили номенклатурную линейку. В течение двух-трех месяцев, а первый протокол о реорганизации вышел 6 сентября, работали по планированию и переносу части номенклатуры в корпус бывшего ПЭМа и в корпус тягового производства. Сегодня закрыт корпус бывшего производства товаров народного потребления - он не отапливается. Экономика по нему выглядела таким образом. С падением объемов для РАО «РЖД» участок контакторной аппаратуры стал производить продукции в месяц всего на 500-600 тысяч рублей. Реальные затраты на содержание корпуса в зимний период – 1,4-1,6 млн. рублей. Кроме этого нужно еще платить зарплату работникам тех участков, которые были размещены на его площадях. Общие затраты в месяц выливались уже в 2,5 млн. рублей. Соотнесите две цифры: выпуск продукции на 500 тысяч, затраты – на 2,5 млн. руб.

Участок контакторной аппаратуры перенесен на площадку тягового производства. Там идет его обустройство. Надеюсь, до конца декабря перемещение оборудования и обустройство новых производственных участков будут закончены и в 2009 год мы войдем подготовленными.

Информация о падении заказов с «Российскими железными дорогами» вызвала естественный вопрос: столько сил и средств было вложено в развитие этого направления. Что случилось? Все упирается в деньги – платежи и своевременные расчеты.

Месяц назад РАО «РЖД» открыто объявило, что в программе на 2009-й год почти полностью исключен пункт о закупках новых грузовых вагонов. Нет вагонов - нет необходимости в таком количестве тепловозов и электровозов, которые строят в Коломне и Брянске. Годовая инвестиционная программа «РЖД» была в объеме 410 млрд. рублей. На 1 октября ее выполнили на 380 млрд., но железнодорожники рассчитались с производителями и поставщиками в объеме 255 млрд. К концу года планируют довести эту сумму до 300 млрд. Реально они войдут в новый год с долгами порядка 80 млрд. рублей. Да, они много сделали в уходящем году, но, получается, за чужой счет.

- Мы готовы выпускать и 6, и 7 комплектов, и новая линейка двигателей для электровозов разработана, изготовлены опытные образцы. Но работать на склад не будем.

У нас появился стабильный поставщик - ОАО “Синаро-транспортные машины”. Его заказ будем выполнять безусловно. Как только появится понимание с «РЖД», готовы принимать заказы и работать с ними дальше. Никто не собирается отказываться от «тяги».

Второе большое здание, с площадей которого выведено производство, – корпус малой энергетики. Бросать его никто не собирается, в него вложены немалые деньги. Теплоснабжение в нем не отключено, но введен режим строгого ограничения. Гендиректор считает, что большого техперевооружения в энергетических компаниях после кризиса не будет, но энергетики и нефтяники все равно придут на завод, ибо техника нуждается в ремонтах. Корпус будет подготовлен для небольших точечных ремонтов малых двигателей и генераторов.

Один с сошкой, семеро - с ложкой

При опросе в сентябре наши респонденты больше всего боялись потерять работу и стабильный заработок. В ноябре их опасения начали приобретать реальные очертания. Массовых сокращений пока нет, но работодатели уже не скрывают: в сложившихся условиях сохранить все рабочие места невозможно. Виктор Леш сказал: еще год назад вопроса о сокращении не стояло вообще. Мало того, заводу остро не хватало рабочих кадров под растущие объемы.

В стране был достаточно хороший прогноз развития российской энергетики. Колебания и корректировки начались в 2007 году, когда процесс разгосударствления РАО «ЕЭС» вышел на финишную прямую. Но на заводе хватало заказов, и это позволяло планировать численность персонала - с набором и дефицитом кадров на разные периоды от 450 до 700 человек.

Поскольку в первую очередь в цехах испытывали острый дефицит квалифицированных кадров, было решено принимать вспомогательных рабочих, учить их и тем самым закрывать проблему «профи». Что произошло? По словам гендиректора, был нарушен кадровый баланс между основными рабочими, вспомогательными, специалистами и служащими.

- Чтобы не получилась ситуация, когда «один с сошкой, а семеро - с ложкой», начали оптимизацию численности. Мы не сокращаем численность персонала по основным специальностям, а лишь приводим в правильную пропорцию соотношение основных и вспомогательных кадров, в первую очередь - руководителей, служащих и специалистов. Кадровую политику год назад выстраивали под другие задачи и объемы производства. В III квартале фонд оплаты труда составил 27,5% от объема выручки. Ни одна экономика такого не выдержит! Излишняя численность сегодня есть. Она накоплена в группах, которые не производят и напрямую не влияют на результат. Мы наметили шаги, и они могут привести к общему изменению численности по критическим группам до 400 человек. Это 10% от совокупной численности всего персонала ООО «Электротяжмаш-Привод».

Когда станут до конца понятны последствия кризиса и когда деньги из банковской сферы напрямую пойдут в реальный сектор и в промышленность, тогда можно будет вернуться к этой проблеме. Что бы там ни говорили про малый бизнес, он сегодня в зачаточном состоянии и не даст такое количество рабочих мест, как промышленные предприятия. Январь-февраль мы продолжим работать по графику 24-часовой рабочей недели. За исключением тех участков и цехов, где для выполнения заказов требуется полная рабочая неделя, а то и больше. Повторяю: все, на что можем влиять, предпринимается. Переходим в режим жесткой экономии: сокращены затраты на Интернет, на мобильную связь и т.д. Нам нужно платить людям зарплату в январе, феврале, марте. Если не будем жить по средствам, до 1 апреля могут возникнуть действительно серьезные проблемы. Никого не пугаю и ничего не приукрашиваю.

Бюджет социалки пока неизвестен

В коротком интервью СМИ относительно судьбы социальной программы Виктор Леш ответил:
- Сегодня мы не можем что-то планировать на долгосрочную перспективу. Я сыну недавно объяснял, что происходит и как мы работаем. Говорю: «Представь, что ты за рулем, а за окном видимость - ноль, и бензин кончается». Промышленные предприятия примерно в таком же положении. Социальный бюджет будет обязательно, но не на весь год, а поквартальный. Из нашего реестра соцобъектов ничего не исключаем. Всем стараемся помогать. Поставлена задача до 15 декабря сформировать финансовые планы на первый квартал.

Итоги третьего и четвертого кварталов и прогнозы на первый и второй следующего года - практически на все полугодие - неутешительны. Заказы, которые сегодня размещены на заводе, нам должны были проавансировать в ноябре. Мы предоплату не получили, соответственно, графики и контракты будут пересмотрены. И, самое плохое, - нет понимания со стороны заказчиков, мы не можем сориентироваться по срокам, когда продолжить нашу совместную работу.

Одно скажу: на склад работать не будем. Нам проще понести затраты на поддержание трудового коллектива и вовремя выдать ему зарплату.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика