Передача жилищного фонда в собственность тех, кто проживает в многоквартирных домах, – основная задача реформы ЖКХ. А главный инструмент в её решении - создание управляющих компаний и ТСЖ. Работа эта в городском поселении активизировалась весной 2008 года, но вопросов у населения и по сей день более чем достаточно. Обращения граждан в администрацию городского поселения, к депутатам Думы и в СМИ комментирует начальник управления ЖКХ и строительства администрации Лысьвенского городского поселения Александр ЛУКИН:
Нам мешают три причины
- Начну с главного, что, на мой взгляд, мешает сегодня как самому созданию ТСЖ, выбору управляющих компаний, так и эффективному управлению многоквартирными домами непосредственно самими ТСЖ и управляющими компаниями, выбранными собственниками жилья. Мнений на этот счет много. Позволю себе согласиться с точкой зрения Д.П. Гордеева, ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», опубликованной в журнале «ЖКХ».
Первая и самая главная причина - пассивность и дезинформированность граждан. Скажу больше: их нежелание или неумение получить необходимую информацию и правильно ею пользоваться.
Вторая, не менее важная – плохое состояние многоквартирных домов, недостаточный объем и низкое качество выполняемых услуг и работ, высокие потери энергоресурсов.
И третья, возникающая уже в процессе управления многоквартирным домом, – отсутствие системы действенного контроля за несением собственниками помещений бремени содержания общего имущества.
Всё это вместе взятое и привело к тому, что сегодня в городе ТСЖ созданы в 33 многоквартирных домах, что составляет 6,3% к общему количеству многоквартирных домов. Администрация городского поселения признательна членам ЖСК, которые проявили инициативу и понимание в решении организационных вопросов по преобразованию в ТСЖ, что позволило нам увеличить процент домов в ТСЖ.
Не опоздать бы
К 1 января 2009 года в ТСЖ согласно Федеральному закону № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» должно быть более 10% всех многоквартирных домов. Администрация городского поселения в настоящее время ведет работу по созданию товариществ собственников жилья ещё в двадцати многоквартирных домах. А поскольку основополагающая цель закона – предоставление финансовой поддержки в выполнении региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, то собственники жилья, ещё не создавшие ТСЖ, должны активно поддержать действия администрации, иначе попасть в программу будет невозможно, а значит, невозможно будет получить средства из федерального и краевого бюджетов на ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Разумеется, несмотря на возражающих, нытиков и сомневающихся, ТСЖ всё равно будут созданы. Но дорога ложка к обеду.
Преимущество - у ТСЖ
Что сегодня выгоднее: создать ТСЖ или выбрать управляющую компанию? Для многих собственников жилья и сегодня остаются актуальными вопросы о принципиальных отличиях деятельности ТСЖ и управляющих компаний. Кратко остановлюсь на преимуществах ТСЖ.
В товариществах собственников жилья отдельные вопросы находятся в компетенции правления или председателя ТСЖ: не требуют проведения собраний собственников, как в УК, а потому решаются оперативнее.
В ТСЖ минимизируются налоговые расходы, уменьшается стоимость работ по содержанию и ремонту жилых помещений, если часть работ выполняется собственными силами.
ТСЖ вправе предоставлять в пользование третьим лицам общее имущество собственников, при этом не платит налогов с получаемых доходов.
ТСЖ может создаваться на определенный период: не получилось – снова выбирай способ управления: управляющей компанией.
В ТСЖ осуществляется оперативный контроль за расходованием собранных средств с расчётного счёта ТСЖ только на содержание ВАШЕГО дома и за услуги, потребленные ВАШИМИ жильцами, а не из «общего котла», как в управляющей компании (организации).
Правомерным является вопрос о профессионализме тех, кто управляет ТСЖ. Проблему отсутствия профессионалов можно разрешить, заключив договор управления с управляющей компанией (организацией) за оговоренную плату. Но при этом все преимущества ТСЖ сохраняются.
Все финансы - под контролем
Многих собственников жилья интересует применение закона № 185 в части финансировании работ по капитальному ремонту дома: есть ли разница в финансировании домов, создавших ТСЖ или управляемых управляющей компанией, насколько реальна возможность использования полученных по программе средств не по назначению?
Разницы в финансировании нет. И в том, и в другом случае доля собственников жилья составляет не менее 5% от затрат на капитальный ремонт, доля фонда – без малого 60%, остальные средства поступают из краевого и городского бюджетов.
Но ещё раз напомню: средства на капитальный ремонт дома можно получить, попав в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. В 2008 году мы в эту программу попали, теперь перед нами новая задача: до 1 января 2009 года создать ТСЖ еще как минимум в двадцати многоквартирных домах.
Теперь об использовании выделенных средств не по назначению. Оно исключено, так как все этапы работ ведутся под контролем администрации городского поселения, а акт приемки работ утверждается общим собранием собственников.
И ещё один вопрос, касающийся финансирования капитального ремонта многоквартирных домов: должны ли собирать деньги на капитальный ремонт за жильцов муниципальных квартир, расположенных в ТСЖ, члены ТСЖ?
За муниципальные квартиры свою долю в капитальном ремонте пропорционально площади муниципальных квартир в общей площади многоквартирного дома платит администрация городского поселения.
Программа - в стадии разработки
Не менее важен для лысьвенцев вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Особое беспокойство по этому поводу вызвала информация, опубликованная в газете «Искра» за 18 ноября 2008 года, в которой сообщалось о прекращении финансирования проекта «Достойное жильё».
По этому поводу могу сообщить: региональный фонд софинансирования расходов, из которого выделяются субсидии на реализацию приоритетных региональных проектов, в Пермском крае в будущем формироваться (т. е. пополняться за счёт профицита и других средств) не будет. Сегодня он есть, из него будут финансироваться ранее начатые проекты. И сказанное в газетной информации не означает, что бюджетом края в 2009 году не будут финансироваться новые программы по капремонту многоквартирных домов и переселению граждан из ветхого жилья. Будут, но не из фонда. Только и всего.
В администрацию городского поселения уже поступили заявки на капитальный ремонт 35 домов. В настоящее время специальной комиссией по ЖКХ ведется отбор домов для формирования муниципальной адресной программы на 2009 год.
Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда находится в начальной стадии разработки (ведётся ревизия аварийного фонда, выявление новых объектов) и будет заявлена в Пермь, как только край определится со сроками подачи заявок на федеральное софинансирование.
Следите за публикациями
Процесс создания ТСЖ и выбора УК довольно длителен по времени, и вопросы, касающиеся этой насущной проблемы, будут появляться постоянно. Дать на них ответы в одной газетной публикации невозможно. Но по мере поступления новой информации и вопросов в администрацию ЛГП, в Думу городского поселения, в средства массовой информации ответы на них будут доведены до горожан.
Социальные комментарии Cackle