Первую пьесу Павел Пряжко написал в 2004 году. Он – лауреат многих драматургических премий, среди которых - спецприз жюри за пьесу «Серпантин» на Международном конкурсе драматургов «Евразия-2004» и вторая премия - за «Вельветовые штаны» на Международном конкурсе современной драматургии «Свободный театр-2005». И накануне Дня театра лысьвенский зритель увидел пьесу известного драматурга в постановке московского режиссера Юрия Муравицкого.
Действие спектакля «Третья смена» происходит в детском лагере (раньше его назвали бы пионерским). В центре внимания - взаимоотношения детей: любовь, предательство, дружба. Эта пьеса, в которой занята вся молодежь труппы, актуальна сегодня и будет актуальна всегда, пока будут дети и взрослые, помнящие о своем детстве. Залог ее успеха в узнаваемости ситуаций и языка, на котором говорят подростки, взрослеющие и пытающиеся управлять этим взрослением.
Лагерь, как и положено, - со всеми атрибутами, которые мы помним с детства: бои подушками, игра в бутылочку, «темная» и, наконец, крики: «Шухер! Нянечка!» Как это все знакомо! Взаимоотношения младших и старших, копирование прописанных в негласных правилах лагеря традиций: порой глупых, жестких и злых.
«Третья смена» - это будни детского лагеря, в котором вожатые пьют, старшие выясняют отношения с «конченными малолетками», все боятся грозной нянечки и верят в гномика, которого можно вызвать с помощью шоколадной конфеты. В общем, это тот самый лагерь, в который родители так боятся отпускать детей и о котором мечтают подростки, желающие свободы.
Хочется всего-то каких-нибудь шалостей: устраивать бои подушками, стягивать после отбоя с девчонок плавки, тайком курить. Свобода превращается в разгул, подростки начнинают выглядеть настоящими чудовищами, и единственное, что спасает, - святая вера в чудо. В гномика, который не пьет и не курит, которого нельзя бить, потому что он может обидеться. Ведь он никогда не приходит к злым детям. И ради него одного нужно быть добрыми. Образ нянечки, имеющей хоть какой-то авторитет у детей и вожатых, преследует на протяжении всего спектакля и зрителей.
Пьеса заставляет думать, она о нас самих, о наших детях. Пряжко не дает никаких ответов - он лишь показывает нам самих себя, а дальше каждый решает, что есть что.
Андрей Гороховцев
Социальные комментарии Cackle