Как мы уже сообщали, на прошлой неделе в Пермской государственной картинной галерее открылась выставка работ народного художника СССР, лауреата Государственной премии, кандидата искусствоведения, профессора ВГИКа Геннадия Мясникова. Она является первой презентацией коллекции, переданной в дар лысьвенскому краеведческому музею вдовой нашего выдающегося земляка, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. 16 лет его работы лежали в запасниках музея. Встреча со зрителями состоялась благодаря программе «Лысьва – месторождение культуры».
Фильмы, художником-постанов-щиком которых был Геннадий Мясников, давно стали классикой отечественного и мирового кинематографа. В его послужном списке – 26 полнометражных картин, в том числе имеющие самые престижные в мировой кинематографии награды.
Свою первую «Пальмовую ветвь» I Международного Каннского фестиваля Мясников получил в 1946 году за картину «Каменный цветок» (режиссёр - А. Птушко). Тогда цветное кино только создавалось, и жюри отметило этот фильм именно за работу с цветом.
Вторую награду в Каннах Мясников получил на VIII кинофестивале (1955 г.) за фильм «Герои Шипки» режиссёра С. Васильева.
Но вершиной мастерства Геннадия Мясникова стала работа над фильмом «Война и мир» Сергея Бондарчука, который получил первую в истории советского игрового кино премию «Оскар» (1968 г.). Эта картина отмечена также главным призом IV Московского международного кинофестиваля.
- Декоративно-изобразительное решение первого советского блокбастера, каковым стала картина «Война и мир», уникально в практике мирового кино. По своему масштабу и постановочной сложности, причём не только батальных сцен, этот фильм не имеет равных и занесён в Книгу рекордов Гиннесса, - подчеркнул руководитель архива краевой фильмотеки Павел ПЧЁЛКИН. И признался: он испытал удивление и огромную гордость, узнав, что такой выдающийся мастер - наш земляк.
Об этом же говорили заместитель министра культуры Пермского края, куратор проекта «Лысьва – месторождение культуры» Александр ПРОТАСЕВИЧ и глава района Александр ГОНЧАРОВ, открывавшие выставку, в которую сотрудники картинной галереи вложили немало сил. Выражая им благодарность, директор краеведческого музея Татьяна ГАЛКИНА призналась, что прослезилась, увидев, какое чудо они и помогавшие им студенты художественной академии сотворили буквально за месяц. Оформляя экспозицию, они не только подобрали для каждой работы подобающую раму, но и отреставрировали те, что утратили вид из-за долгого лежания в запасниках. Особую признательность Татьяна Борисовна выразила искусствоведу Тамаре ШМАТЁНОК, под руководством которой готовилась выставка.
- Для меня подготовка этой выставки имела особое значение, поскольку она отстаивает имя весьма достойного автора, - подчеркнула Тамара Дмитриевна, общаясь с приехавшими на выставку лысьвенцами. Она рассказала: собирая к ней материалы, созвонилась со многими людьми, которые работали вместе с Мясниковым над фильмами. В частности, с Вячеславом Тихоновым, исполнителем роли Андрея Болконского, и Людмилой Савельевой – лучшей Наташей Ростовой за всю историю экранизации романа Льва Толстого.
Приветственное письмо Эльдара Рязанова к открытию выставки – тоже её заслуга. Вместе с Мясниковым они сняли только одну картину – «Гусарская баллада», но и этого было достаточно, чтобы выдающийся режиссёр всю жизнь сохранял память об этом очень скромном и порядочном человеке, выросшем в рабочей многодетной семье, перебравшейся в Лысьву вскоре после его рождения. Здесь он окончил школу № 3, здесь получил первый художественный опыт и пережил первые эстетические впечатления, здесь формировалось его необыкновенное трудолюбие и повышенное чувство ответственности. Именно это чувство не позволило именитому мастеру не ответить на письма сотрудника нашего краеведческого музея Виктора Лямзина. Его послания, бережно сохранённые Виктором Сергеевичем, тоже нашли место на выставке. Как и два небольших альбома 1933-1934 годов с пейзажными набросками школьника Мясникова видов Лысьвы и села Кын, а также с портретами его близких и ровесников. Рядом с витриной, где они помещены, – четыре пейзажа, написанные маслом во время последнего приезда на малую родину - в 1982 году.
А большая часть экспозиции, разместившейся в трёх залах музея, - это эскизы к узнаваемым фильмам. Разглядывая их, понимаешь, что роль художника-постановщика в команде творцов кино не менее важна, чем режиссёра или оператора. Выставка работ Мясникова даёт возможность убедиться в этом. Кстати, в Лысьве, в краеведческом музее, она откроется в сентябре.
Социальные комментарии Cackle