Какие нарушения выявила прокурорская проверка?
30.04.2009Лысьвенский городской прокурор С. Ю. ГрибановПравопорядок«Искра» получила от прокурора Лысьвы С. Ю. Грибанова информацию о состоянии законности на территории МО «Лысьвенский муниципальный район» за 2008 год. В публикации приведены (в сокращённом варианте) данные лишь по тем направлениям надзорной деятельности прокуратуры, которые в той или иной мере затрагивают права и интересы граждан.
В течение 2008 года в ходе надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина лысьвенской городской прокуратурой выявлено 3652 нарушения российского законодательства. В 2007 году их было 4426, поэтому можно констатировать: наблюдается тенденция снижения количества нарушений.
По различным направлениям надзора работниками прокуратуры в 2008 году проведено более 200 общенадзорных проверок. Их объектами стали 18 индивидуальных предпринимателей, 48 коммерческих предприятий, 57 государственных и муниципальных предприятий и учреждений. 58 проверок проведено в органах местного самоуправления, более 20 - в контролирующих органах.
Основа всему – бюджет
Проверки, проведённые в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях по соблюдению бюджетного законодательства, показали: нарушаются требования закона № 94-ФЗ при размещении муниципальных заказов. Такие нарушения выявлены в образовательных учреждениях при реализации регионального проекта «Новая школа». В большинстве случаев для проведения конкурса документация (включая первоначальные сметы на проведение работ) готовилась управлением образования с участием управления капитального строительства администрации района. Технические ошибки, определение нереальных сроков выполнения работ повлекли неправомерное расходование бюджетных средств. Многочисленные нарушения выявлены при размещении муниципальных контрактов при поставке продуктов питания в МОУ «СОШ № 16», «СОШ №11», «НОШ № 5», «Кыновская СОШ № 65».
Одной из доходных статей районного бюджета являются доходы от оказания платных услуг, от предпринимательской деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями. В 2008 году прокурорской проверкой было установлено, что при утверждении органами местного самоуправления перечня платных услуг учреждений здравоохранения допускаются нарушения законодательства о лицензировании, т.е. включаются услуги, лицензии на которые у медицинских учреждений отсутствуют. Подобные нарушения установлены в ходе проверки МУЗ «Городская больница», должностные лица были привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Внесен протест на положение о порядке предоставления платных услуг.
В поле зрения прокуратуры постоянно находятся вопросы исполнения законодательства при привлечении внебюджетных средств. В нарушение ст.43 Конституции РФ, гарантирующей гражданам общедоступное и бесплатное дошкольное и общее образование, в учебных заведениях города продолжают взимать деньги с родителей на нужды учебных заведений: на ремонт школы, приобретение линолеума и т.д. В частности, в МОУ «СОШ № 16» классный руководитель отказалась выдать дневник одному из учащихся из-за того, что в течение учебного года он не вносил деньги на нужды школы.
Местное самоуправление и правовые акты
В 2008 году проверено более 2000 муниципальных актов на предмет законности и коррупционности. Выявлено 54 акта (2007 г. - 89), несоответствующих законодательству. На них внесено 42 протеста и 12 представлений. 48 актов приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Особое внимание уделялось проверке нормативных правовых актов, их проектов на наличие коррупциогенных факторов. Таковыми признаны три нормативных правовых акта. В их числе распоряжение главы администрации Лысьвенского городского поселения «О проведении городского конкурса «Лысьва в цвету», решение Земского собрания «Об утверждении положения о денежном содержании муниципальных служащих», постановление главы Лысьвенского муниципального района «Об утверждении регламента прохождения документов по оформлению земельных участков».
Следует понимать, что коррупциогенный правовой акт не всегда противоречит закону. Возможности для коррупционных проявлений создают неясные и двусмысленные формулировки, внутренние противоречия в тексте. К ним относятся и явно завышенные требования, предъявляемые к гражданину или юридическому лицу, которым они должны соответствовать, чтобы им были предоставлены какие-то конкретные права.
Есть нарушения при расходовании средств местных бюджетов на оплату денежного содержания муниципальным служащим. Руководители подразделений администрации района, главы поселений издают неправомерные и незаконные локальные правовые акты, в соответствии с которыми производятся начисления, премии, надбавки и другие материальные выплаты. Тогда как подобного рода выплаты должны устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Это относится и к использованию муниципальными служащими своего основного рабочего времени для иной оплачиваемой, в частности, преподавательской, деятельности. В администрации Кыновского сельского поселения неправомерное расходование бюджетных средств составило более 4 млн. рублей.
В сфере законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности выявлено 43 нарушения. В 2008 году прокурорский надзор в данной сфере принял приоритетное значение и активизирован. За этот период выявлено 5 незаконных муниципальных правовых актов. По протестам прокурора они приведены в соответствие с действующим законодательством.
За неуважение к лесу наказаны
Значительное число нарушений отмечено в сфере лесного законодательства и охраны окружающей среды. Прокуратурой были проведены проверки в ООО «Эверлес», ООО «Гран», ООО «Кын-лес», ООО «Торговый дом «Магистраль-Трейд», ООО «Комплес», ООО «Ремстрой», а также ИП Павлюкова В. Н., ИП Лобастова А. Ф., ИП Слаутина А. А. Нарушения Правил заготовки древесины выявлены, виновные привлечены к ответственности по ст.8.25 ч.1 КоАП РФ.
Многочисленные факты нарушения ст.9 закона Пермского края «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» выявлены в лысьвенском сельском лесхозе.
Травмы на работе: кто виноват?
В сфере охраны прав и свобод граждан количество нарушений значительно снизилось: в 2007 году их было 1380, в 2008 - 851. Можно говорить о некоторой тенденции сокращения нарушений трудового законодательства — 697 против 917 в 2007 году, однако их уровень здесь остается высоким.
Остро стоит проблема несоблюдения требований об оплате труда. С сентября 2008 года, с началом кризиса, количество предприятий, не выплачивающих зарплату, возросло. В отношении всех предприятий, имеющих задолженность по выплате зарплаты, прокуратурой проведены проверки, по их результатам вынесены акты прокурорского реагирования. В итоге работодатели погасили задолженность по зарплате на сумму более 500 тысяч рублей.
Характерные нарушения трудовых прав граждан таковы: несоблюдение сроков выплаты заработной платы, несвоевременные выплаты полагающихся сумм при расторжении трудового договора и оплата расчетов при увольнении. Нередки случаи нарушений законодательства об отдыхе: графики отпусков не составляются, отпуска работникам не предоставляются.
Надзор в сфере производственного травматизма и профессиональных заболеваний выявил: более 23 % несчастных случаев с тяжелыми последствиями произошли из-за неудовлетворительной организации производства работ. Доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили нарушения технологического процесса, составляет 6,7 %. Недостатками в организации и проведении подготовки работников по охране труда вызваны 6,4% несчастных случаев. Вследствие неудовлетворительного содержания и недостатков организации рабочих мест произошло 6,4 % несчастных случаев. Иные причины составляют 46,5%.
Как следует из материалов проверок по фактам производственных травм, 11 % из них получены работниками, с которыми не были официально оформлены трудовые отношения. То есть не был заключен трудовой договор, работники не проходили вводный и периодический инструктажи, они не были ознакомлены с должностной инструкцией.
В значительной части предприятий, особенно на малых предприятиях, не практикуется заключение коллективных договоров и соглашений по охране труда. В производственных коллективах мало специалистов, профессионально занимающихся этими вопросами. Среди факторов, ведущих к возникновению профзаболеваний, на первом месте стоит несовершенство технологических процессов, на втором - конструктивные недостатки оборудования.
В чем ущемляют ветеранов и инвалидов?
Типичными нарушениями пенсионного законодательства, прав инвалидов и престарелых являются отказ в предоставлении 50 % скидки в оплате занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг, отказ инвалидам и участникам ВОВ во внеочередной и преимущественной установке телефона, обеспечении медикаментами, неправомерное ограничение льготного отпуска лекарственных средств.
Так, в 2008 году в защиту интересов двух инвалидов направлены иски в суд о принуждении службы заказчика производить расчет с платы за содержание жилья с учетом 50 % скидки. Иск судом удовлетворен.
С июня 2008 года на территории городского поселения были отменены льготы на проезд в общественном транспорте до коллективных садов инвалидам и ветеранам, пользующимся социальными проездными документами. Соответствующий нормативный правовой акт был принят постановлением главы городского поселения 10.06.2008 года. В результате мер прокурорского реагирования незаконное постановление отменено.
Жилищные права. Нарушений много
В сфере жилищных прав выявлено 60 нарушений закона, направлено 11 представлений, принесено 3 протеста на незаконные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Лысьвенского района. Количество жалоб граждан показывает, что обстановка в данной сфере остается напряженной. По-прежнему многочисленны нарушения жилищных прав граждан при начислении платы за жилье и коммунальные услуги, при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д.
Особую озабоченность вызывают участившиеся факты ограничения и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи коммунальных ресурсов гражданам-потребителям. В 2008 г. городским прокурором объявлено 5 предостережений о недопустимости нарушения закона, принесено 2 представления. Незаконное ограничение (прекращение) подачи коммунальных ресурсов грубо нарушает права и законные интересы граждан-потребителей, оплачивающих коммунальные услуги.
Учитывая, что в соответствии с законом обязанность по организации газо-, тепло-, энерго-, водоснабжения населения и водоотведения возложена на органы местного самоуправления, последним необходимо организовать работу в сфере жилищно-коммунального хозяйства таким образом, чтобы исключить факты прекращения подачи коммунальных ресурсов в дальнейшем. Также необходимо должным образом наладить взаимодействие с управляющими организациями в целях повышения их ответственности за надлежащее оказание коммунальных услуг потребителям.
Без лицензии? Незаконно!
Остро стоит проблема недостаточного материально-технического оснащения муниципальных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием. Отсутствует контроль как за соблюдением требуемых условий хранения лекарственных средств, так и за сроками годности препаратов в местах основного хранения. При осуществлении надзора в сфере соблюдения законов, регулирующих выполнение приоритетного национального проекта «Здоровье», выявлено 18 нарушений. У многих специалистов МУЗ «Городская больница» нет документов о повышении квалификации и сертификатов. К работе в качестве акушерок допущены фельдшера, не имеющие соответствующей переподготовки. По всем фактам нарушений приняты меры прокурорского реагирования. В результате рассмотрения представлений прокурора три должностных лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Подросток в ночном баре. Кто разрешил?
В 2008 году вскрыто 320 нарушений законов об охране жизни, здоровья, защите семьи, материнства, отцовства и детства. Выявлено 94 нарушения законов о занятости и об охране труда в отношении несовершеннолетних.
В нарушение требований ст.67 ч.2 Трудового кодекса при приеме на работу несовершеннолетних трудовые договоры с ними не заключаются, подростки оформляются без обязательного медицинского обследования, а отпуск устанавливается продолжительностью менее 31-го календарного дня. Так, несовершеннолетний Ш. был принят в ООО «Компания Фанк Про» звукорежиссером в бар «Легенда», то есть в предприятие общественного питания с режимом работы в ночное время. К тому же, компанией были нарушены требования ст. 265 ТК РФ, запрещающей применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. К таковым относится работа на предприятиях игорного бизнеса, в ночных кабаре и клубах. Плюсом к этому с подростком был заключен договор о полной материальной ответственности, тогда как заключать такие договоры с работниками моложе 18 лет воспрещается.
Семья и дети: нет права нарушать права
Лысьвенской городской прокуратурой систематически проводятся проверки законности актов органов местного самоуправления, касающихся защиты прав семьи и детства. В ходе проверки было установлено, что не было опубликовано постановление главы муниципального образования № 100 от 28.05.2008 г. об установлении размера родительской платы в день за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. Это повлекло недействительность постановления, а его применение нарушило права граждан. Прокурором данное постановление было опротестовано. Протест прокурора удовлетворен, постановление опубликовано. Права граждан были восстановлены, произведен перерасчет денежных средств.
В результате бездействия органов местного самоуправления по обеспечению надлежащего финансирования мероприятий по содержанию зданий часть учреждений ведут образовательную деятельность без лицензий. Кормовищенская СОШ, Кыновская СОШ, детские сады № 14 и 26, Заимковский детский сад не могут получить лицензии, поскольку не выполнили требования Госпожнадзора и Роспотребнадзора. С условием устранения недостатков была принята к новому учебному году Аитковская СОШ.
Администрации района следует обратить внимание на дополнительное образование несовершеннолетних. Проверки показали: учреждения этого направления имеют устаревшую материально-техническую базу, а это - одна из причин оттока детей из внешкольных заведений. Не ведётся целенаправленная работа и с «трудными» подростками. Из 9 клубов по месту жительства функционируют лишь два, где проводят досуг в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста.
На территории района находится Государственное краевое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом. Проверка показала: он осуществляет свою деятельность без лицензии. Обнаружены случаи нарушений имущественных прав детей-сирот. Так, с личных счетов воспитанников детского дома снимаются денежные средства на приобретение одежды, обуви, которыми воспитанники должны быть обеспечены за счет учреждения. Выявлено нарушение прав воспитанников детей-инвалидов, в отношении которых не ведется индивидуальная программа реабилитации.
Жалобы и обращения граждан. Как реагирует власть?
Острой остается проблема при разрешении обращений граждан в органы местного самоуправления. Формальный подход должностных лиц ОМС и муниципальных учреждений, выражающийся в проявлении волокиты, необоснованного отказа в предоставлении ответа либо немотивированного и неполного ответа при разрешении обращений, заставляет граждан обращаться в прокуратуру за защитой своих прав и интересов. Это вынуждает прокуратуру выполнять не свойственные ей функции - подменять органы местного самоуправления при разрешении обращений граждан, связанных с осуществлением вопросов местного значения муниципальных образований.
Такое положение дел препятствует конструктивному решению возникающих вопросов при исполнении норм закона, приводит к нарушению прав граждан, свидетельствует об отсутствии исполнительской дисциплины со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, недостаточном контроле со стороны руководителей.
Информация о состоянии законности в Лысьвенском районе доведена до сведения представительных органов муниципальных образований района, глав поселений и главы района. Органам местного самоуправления рекомендовано активизировать разработку и приведение в соответствие с действующим законодательством нормативных актов, а также принять меры к повышению качества проектов правовых актов, своевременно реагируя на изменения текущего законодательства.
Лысьвенский городской прокурор С. Ю. Грибанов.
Социальные комментарии Cackle