Было время, когда иной сотрудник дежурной части ОВД, получив сообщение гражданина о преступлении, позволял себе не реагировать на него. Не фиксируя заявление в журнале регистрации, «забывал» организовать выезд на место происшествия, хотя злодеяние можно было раскрыть по «горячим следам». Такое отношение к своим обязанностям сильно подрывало доверие населения к правоохранительным органам. Несколько лет назад положение с учетно-регистрационной дисциплиной в лысьвенском ОВД в корне изменилось. И количество обращений в милицию резко возросло. Достаточно сказать, что только в прошлом году их было около 15 тысяч. То есть, в отдел за помощью обращался практически каждый пятый житель города.
Рассказывает майор милиции, начальник дежурной части ОВД Андрей Савенков:
- У телефонов 02 круглосуточно несут службу двое наших сотрудников: оперативный дежурный и его помощник, которые принимают заявления граждан. Когда обращения носят криминальный характер, направляют на место происшествия группу немедленного реагирования или следственно-оперативную группу. А в случае особой нужды - обе вместе. Все телефонные разговоры записываются на специальные носители. Такие записи помогают раскрыть противоправные действия служебного лица или, напротив, защитить милиционера от ложного доноса. Ежедневно сотрудники принимают до сотни обращений, причем 70% из них поступает в вечернее и ночное время. Порой за несколько минут раздаются звонки от жителей из 3-4 микрорайонов города.
- И дежурная часть успевает реагировать на каждый?
- Кроме названных подразделений в ее оперативном подчинении находятся наряды патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, вневедомственной охраны. И когда сигналов много, подключаются они. В городской черте следственно-оперативная группа обязана прибыть на место в течение 30 минут. Ни один сигнал не остается без внимания. Если, конечно, не лишен основания и координат места происшествия.
- А бывает и такое?
- Бывает. Например, сын сообщает, что пьяный отец бьет мать, забыв при этом назвать свою фамилию, улицу, номер дома и квартиры. Много хлопот дежурным доставляют звонки психически неуравновешенных людей, так называемые ложные вызовы.
- Как поступают дежурные в таких случаях?
- Сегодняшняя техника позволяет достаточно точно установить адресата такого звонка, даже если он пользуется мобильной связью. Так что от ответственности телефонные хулиганы не уходят. Но порой и вполне нормальные люди, сообщая о происшествии, не хотят себя называть. Должен заметить: их тоже приходится устанавливать по своим каналам, а это значительно осложняет нашу работу. Так что всем звонящим надо иметь в виду: не стоит скрывать свои данные - милиционеры обязательно приедут к ним, чтобы взять объяснения. Случается, звонят и жалуются: у соседей пьянка, громкая музыка не дает спать. Приезжаем, стучим звонившему в двери, но никто не выходит. И нарушители тишины остаются безнаказанными, потому что письменного заявления для принятия мер взять не с кого.
- У вас работает телефон доверия. Сколько звонков в месяц на него поступает?
- На номер 2-05-55 в прошедшем квартале звонили 17 раз, и чаще всего анонимно. Люди, естественно, имеют на это право. И мы такие звонки тоже ставим на учет и проверяем. Тем более, когда речь идет о жалобах на неправомерные действия сотрудников отдела. Но за анонимностью лучше не прятаться, потому что в случае надобности звонившего все равно установим.
- Граждане обращаются не только по телефону, но и лично приходят в дежурную часть. Как работают с ними?
- Им выдается талон-уведомление, в котором указано, от кого и когда принято заявление, по какому поводу, к какому сотруднику направлен заявитель, чтобы дать разъяснения. В течение трех дней проводится проверка сообщения и принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в нем, о передаче обращения по подследственности или в суд.
- Даже в суд?
- Да, по делам частного обвинения: например, при побоях, оскорблениях, причинениях легкого вреда здоровью мы сами направляем материалы мировому судье. О принятых решениях сообщаем всем заявителям. И разъясняем их права на обжалование, если они с чем-то не согласятся. Когда гражданин не в состоянии обратиться с заявлением лично, он может отправить его почтой. При наличии признаков преступления оно регистрируется как всякое другое. Вне отдела сообщения о злодеяниях и других происшествиях обязан принимать любой сотрудник ОВД. Например, участковый уполномоченный. Но помните: каким бы образом вы ни обратились в милицию, вас обязательно предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
В конце нашего разговора обращаюсь к жителям города с пожеланием: сообщайте о преступлении незамедлительно. Каждая минута промедления приближает к нулю возможности раскрыть его по горячим следам.
Социальные комментарии Cackle