Управляющие компании оказались в долговой яме
23.05.2009Александр ЧЕБЫКИН, генеральный директор ООО «Управление ЖКХ «Лысьва»Горячая темаУважаемые собственники жилья!
Сегодня управляющие компании Лысьвы оказались в сложном финансовом положении, но не по своей вине. Уже четыре месяца служба заказчика предъявляет нам огромные счета за горячее водоснабжение, игнорируя показания индивидуальных (поквартирных) приборов учета. Все это время мы пытались найти выход: стучались в двери чиновников, обращались к главе городского поселения, главе района, депутатам Земского собрания. Но нас не слышат или не хотят услышать. Поэтому считаем своим долгом призвать каждого лысьвенца в свидетели происходящего, тем более что служба заказчика вынуждает нас переложить бремя миллионных долгов на жителей. А это дополнительные 3-5 тысяч рублей на каждую квартиру, имеющую счетчик на ГВС.
Под удар попали экономные
Чтобы прояснить сложившуюся ситуацию, необходимо вспомнить, что представляла из себя служба заказчика еще год назад. До октября прошлого года единственной функцией этого учреждения оставалось начисление и сбор квартплаты, а основной задачей - содержание жилого фонда. Давайте вспомним, как в последние годы – до прихода на рынок управляющих компаний – содержался жилфонд? Как выполнялась программа энергосбережения? Много ли было установлено в наших домах приборов учета?
Будем откровенны: учетом тепла служба заказчика практически не занималась, потому что на эти цели были необходимы огромные деньги. А где их взять вечному должнику? Только один-единственный раз, в 2003 году, из бюджета города были выделены целевые средства на закупку и установку приборов учета - вот тогда в число счастливчиков попали несколько домов.
Кроме того, процедура установки тепловых приборов учета весьма дорогостоящая. Фирмы-изготовители, заинтересованные в продажах теплосчетчиков, были заинтересованы и в том, чтобы цены на оборудование и его установку оставались высокими. Естественно, это шло вразрез с интересами населения, поэтому люди не спешили сдавать деньги на установку общедомовых приборов учета - они стремились поставить в квартирах индивидуальные. Получается, сегодня эти жители должны расплачиваться за свою хозяйственность и желание сэкономить. Но обо всем по порядку.
Овца превратилась в волка
В 2008 году в связи с реализацией в Лысьве нового Жилищного кодекса, предписывающего собственникам многоквартирных домов выбрать способ управления, служба заказчика утратила полномочия по обслуживанию жилья. Ей была передана другая немаловажная функция – обеспечение города теплом. С первых же дней работы в новом статусе служба заказчика превратилась из беспомощной овечки в ненасытного волка. Казалось бы, еще вчера она выступала в роли ответчика по сбору платежей с населения, а уже сегодня полноправно торгует теплом, выставляя управляющим компаниям непомерные счета.
С января 2009 года служба заказчика отказалась принимать во внимание показания индивидуальных приборов учета на горячее водоснабжение. Управляющие компании оказались в ситуации, когда жилец платит за услугу по счетчику (по факту), а служба заказчика при расчетах по дому требует оплату по нормативу, который существенно выше. В итоге за четыре месяца службой заказчика было дополнительно предъявлено УК «Сервис-Плюс» и УК «ЛысьваКоммунКомфорт» за потребление ГВС 3 млн. 800 тысяч рублей. Из разряда добросовестных плательщиков мы попали в черный список должников. На каждом аппаратном совещании директор службы заказчика П.А. Дерягин и его заместитель К.Н. Заякин (кстати, один из злостных неплательщиков за коммунальные услуги) озвучивают суммы наших задолженностей, при этом ставят под удар деловую репутацию управляющих компаний.
Загоняя нас в долговую яму, служба заказчика перекладывает на управляющие компании работу, выполнение которой многие годы игнорировала сама. Нам непонятно, почему именно УК должны покрывать разницу в счетах, выставленных жильцам домов, переданных нам в управление администрацией городского поселения. Когда эти дома передавались, нам было обещано, что в них произведут ремонт и установят приборы учета. Но ничего сделано не было, и сегодня мы будем вынуждены отказаться от этих домов, большая часть которых - ветхие. Непонятно и другое: почему служба заказчика, передав нам функцию сбора средств с населения, к нашим затратам на эти цели присовокупила еще и головную боль в виде дополнительных миллионов рублей долга? Мы не имеем никакого дохода от того, что собираем с населения плату за ЖКУ. Более того, вынуждены перечислять продавцу тепла все собранные средства, закрывая долги неплательщиков. У нас никогда не бывает просроченных задолженностей - только текущие платежи. И мы - не волшебники, чтобы вынуть из шляпы 4 млн. рублей, если с населением ведутся расчеты по показаниям квартирных приборов учета. А потому мы будем вынуждены выставить жильцам, имеющим квартирные счетчики, дополнительные счета за горячее водоснабжение. Судебная практика показывает: таким жителям действительно приходится нести дополнительные затраты на услуги ГВС. Все понимают, какой это удар по семейному бюджету в период кризиса...
Соглашению – грош цена
Установка приборов учета - процедура дорогостоящая. Это дело не одного дня, а наши компании работают на рынке жилищных услуг около года. В течение этого времени мы разработали и успешно внедряем собственную программу энергосбережения. Из 144 домов, самостоятельно выбравших компании «Сервис-Плюс» и «ЛысьваКоммунКомфорт» в качестве управляющих, 67 оборудовано общедомовыми приборами учета. Только за последние месяцы мы установили более 15. Недавно вновь приобрели большую партию приборов учета на тепло и горячую воду прямо с завода-изготовителя, минуя посредников, - получилось значительно дешевле. Нами создается участок по ремонту и технической проверке счетчиков.
В январе, когда возникли первые разногласия в расчетах за ГВС, мы предлагали в качестве превентивной меры установку крыльчатых счетчиков на те дома, где пока отсутствуют приборы учета (цена одного - 2 тысячи рублей, в то время как тепловой узел стоит порядка 50-70 тысяч). Но служба заказчика категорически отказалась от этого решения. Только вмешательство главы района Александра Гончарова помогло достичь компромисса. В итоге была достигнута устная договоренность, по которой управляющие компании «Сервис-Плюс» и «ЛысьваКоммунКомфорт» обязались установить крыльчатые счетчики с импульсным выходом (цена одного - 7 тыс. рублей), а служба заказчика - отозвать счета. Но она не только не отозвала их, а по истечении месяца выставила новые.
Последние события показали: служба заказчика вообще не заинтересована в установке общедомовых приборов учета. В мае мы установили счетчик в доме № 17 на ул. Чапаева, но в службе заказчика отказались его принимать. И понятно почему, ведь летом она не сможет насчитывать жителям этого дома плату за тепло.
Чем вообще занимаются «слуги народа»?
Лысьва – не единственный город, оказавшийся в подобной ситуации. Практика больших городов, где управляющие компании еще два года назад столкнулись с подобными ситуациями, показала: необходимо разработать на местном уровне Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета. Такое положение разработано в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах. В нем оговорены взаимоотношения всех участников коммунального рынка: управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и потребителей – собственников жилья. Чтобы не усугублять ситуацию, не наращивать долги и поскорее разрешить этот затяжной финансовый спор, мы вышли к депутатам Земского собрания. Однако его председатель Виктор Комаренко сказал, что существующий конфликт не что иное, как спор двух хозяйствующих субъектов, и лысьвенские депутаты не собираются в нем участвовать. Мы так и не получили официального ответа в установленные сроки. И если председатель Земского собрания не считает нужным заниматься проблемой, которая затрагивает интересы тысяч лысьвенцев, хочется задать вопрос: чем тогда вообще занимается высокооплачиваемый «слуга народа»?
Разве ремонт цтп важнее горячей воды?
Всем понятно: предъявляя управляющим компаниям счета за ГВС по нормативу, служба заказчика пытается покрыть многочисленные долги перед энергетиками, которые она по своей вине «напарила» за многие годы. А еще - компенсировать потери на наружных теплосетях (вместо того чтобы своевременно их ремонтировать). Но почему никто не спросит, откуда служба заказчика взяла средства на реконструкцию крыш пяти ЦТП - каждая, судя по выполненным объемам работ, стоимостью не менее 1 млн. рублей? Разве это важнее долгов, имеющихся у службы заказчика перед энергетиками?
Не сомневаюсь: в летний период поставщики тепла - «Привод» и «ЛМЗ» - по причине долгов откажут службе заказчика в поставке ГВС, а горожане опять окажутся заложниками ситуации, оставшись без горячей воды.
Уважаемые лысьвенцы! Целых четыре месяца мы оберегали ваши интересы, пытались прийти к компромиссам с руководством службы заказчика и с действующей властью, вели переписку с главой района, но все безрезультатно. Может быть, глава района, в подчинении которого находится служба заказчика, и депутаты Земского собрания, в полномочия которых входит местное нормативно-правовое обеспечение, услышат вас? Мы рассчитываем на вашу поддержку в работе с депутатами: надо убедить их создать правовую базу для выхода из конфликтной ситуации. В других городах представительные органы идут именно по этому пути.
Александр ЧЕБЫКИН, генеральный директор ООО «Управление ЖКХ «Лысьва», а также
руководители управляющих компаний, оказавшихся в такой же ситуации: и.о. директора ЖЭУ-1, 2, 3 Виктор ЕФРЕМОВ и директор УК «ООО «Лысьвастроймонтаж» Анатолий АФАНАСЬЕВ.