28 мая исполнилось 9 дней, как ушёл из жизни один из самых любимых актёров современности - Олег Иванович ЯНКОВСКИЙ. Ему судьбой было даровано стать героем своего времени. Культовые фильмы 70-х «Полёты во сне и наяву» и «Влюблён по собственному желанию» видели почти все. И когда из жизни уходят такие творческие величины, горе переживает вся страна, ведь сопричастность с этой личностью, яркой и интересной, ощущает каждый, кто видел актера на экране или в театре.
А если судьба подарила тебе личное общение с ним, то такие дни, часы и мгновения остаются в памяти, в сердце на всю жизнь и уходят с тобой в вечность.
В феврале далёкого 1984 года город Дзержинск Горьковской области всколыхнула весть о приезде столичных актёров. Новый главный режиссёр местного театра Анатолий Савин, дабы создать зону повышенного интереса горожан вокруг театра, утрачивавшего на тот период популярность, пригласил в Дзержинск знаменитых московских актёров. Эту встречу помог организовать Александр Абдулов, бывший однокурсник Анатолия Афанасьевича.
В близости города к столице есть и плюсы, и минусы. Элита города - частый гость в Москве, поэтому в местные театры редко захаживает. А тут - приезд известных ленкомовских актёров: Олега Янковского, Виктора Проскурина и Татьяны Дербенёвой! Было решено, что они приедут не как популярные киноактёры - с роликами из фильмов, а как известные театральные - с отрывками из спектаклей. И тут Олег Янковский предложил своё участие в спектакле нашего театра, ведь цель их приезда - вызвать интерес горожан к театру вообще и к нашему в частности. Был выбран спектакль «На балу удачи», где я играла Эдит Пиаф. Роль боксёра Сердана, самой большой любви Эдит Пиаф, выбрал Олег Янковский, а роль поэта Ассо досталась Виктору Проскурину.
Отношение ко мне со стороны Олега Янковского и Виктора Проскурина было трогательно-внимательным. Им было важно, чтобы в дуэте с ними мне было творчески комфортно, чтобы их присутствие меня не подавляло. Они прекрасно понимали, что зритель придёт на них, поэтому, приехав в театр, Олег Янковский сразу спросил у Анатолия Савина: «Чем мы можем помочь?». Эта позиция коллег, а не заезжих звёзд, сразу расположила к ним всех сотрудников театра, начиная с актёров и заканчивая обслуживающим персоналом. Первая же репетиция началась с кофе и театральных анекдотов, собрав в репетиционном зале всех участников предстоящих выступлений. Янковский рассказывал о недавней поездке в Италию на съёмки фильма «Ностальгия». Зал взрывался хохотом на рассказ Олега Ивановича, как его в течение месяца «выдерживал» в чужой стране без знания языка, без режиссёра и денег уехавший на фестиваль Андрей Тарковский. За какой-то час столичные актёры стали «своими» и дальнейшие репетиции пошли легко и весело.
Выходом Олега Янковского на сцену сразу был задан уровень исполнения. Его особая манера существования на подмостках - с лёгкой иронией к себе, высокая культура поведения заставили всех внутренне подтянуться. Он не «звездил». Был серьёзен и внимателен к партнёру. Очень боялся нарушить ткань спектакля, «потянув одеяло на себя»... А выход к зрителю на поклон я не забуду никогда. Олег Янковский и Виктор Проскурин выводили меня на поклон очень эффектно и красиво, под бурные аплодисменты, но когда они начинали стихать, два моих героя поочерёдно целовали мне руки и зал просто неистовствовал. Видя моё смущение, они объясняли мне, что актёра надо «подавать», - так их учил Марк Захаров. И когда Анатолий Афанасьевич наставлял наших актёров, каких поклонов ждёт от них публика, он имел в виду эти выходы ленкомовцев. Столичные коллеги преподали нам много уроков и мастерства, и уважения к профессии, и уважения к себе в этой профессии.
Олег Янковский, в прошлом - актёр Саратовского театра, всегда с огромным уважением относился к актёрам с периферии. Я никогда не слышала столько комплиментов даже от коллег, сколько от него: об актёрской отдаче, о чутком партнёрстве и т.д. Всё это осталось в моей благодарной памяти.
Надо ли говорить, какой болью в сердце отозвалась весть о его смерти? Поток воспоминаний о событиях 25-летней давности нахлынул с такой ясностью, как будто это было вчера. В памяти остаётся удивительно интеллигентный актёр, любящий и ценящий партнёра на сцене. Человек доброй и отзывчивой души, с мягким юмором и необыкновенным обаянием. Пока в нашей профессии есть такие люди, жизнь в театре имеет смысл!
Буду вспоминать Олега Янковского с любовью и молитвами о Его светлой душе.
Клавдия Савина, заслуженная артистка России.
Социальные комментарии Cackle