Все мы помним, как улыбчивы и любезны работники страховых компаний (СК) при заключении договора страхования. Очарованные таким обхождением, мы без колебаний подписываем договор, платим взносы и очень надеемся, что уж теперь-то точно защищены от чрезвычайных обстоятельств, и наше имущество - тоже. Но когда эти чрезвычайные обстоятельства неожиданно наступают, вдруг обнаруживаем: милые и вежливые люди застраховали, скорее всего, не наши, а собственные риски...
Пострадавшие вдвойне
«Уважаемая редакция! К вам обращается Леонид Максимов. За свои 55 лет ни разу не писал в «Искру», хотя, сколько себя помню, она всегда приходила в наш дом. За перо заставил взяться беспредел страховщиков. В декабре я попал в ДТП. Виноват в нем второй участник, застраховавший свою гражданскую ответственность в лысьвенском филиале СК «Урал-АИЛ». Когда я принес туда все необходимые документы, мне сказали: «Ущерб возместим в течение месяца». Но прошло уже пять, а возмещения я так и не получил. Был в филиале четырежды. Ответ один: «Ждите – перечислим». Впечатление такое, что он существует только для того, чтобы получать со страхователей взносы. А где же ответственность перед ними?»
А вот еще один пострадавший в ДТП и от страховой фирмы. Рассказывает Владимир Ширинкин:
- Я попал в аварию 10 февраля. Написал заявление о выплате возмещения в филиал СК «Урал-АИЛ», поскольку виновник дорожного происшествия застрахован в ней. Но мне заявили: «Мы выплачивать не будем, потому что не знаем, где он находится». Пришлось объяснить, что по закону его розыск в мои обязанности не входит. Да и чего искать виновника, если он сразу был известен, хоть и живет не в нашем городе?! Мне должны были в течение 30 дней выплатить деньги либо дать мотивированный отказ в выплате. Уже заканчивается май, но ни того, ни другого я не получил. Правда, на днях написал претензию и мне объяснили: «Мы выплачиваем долги еще только за январь»...
...При моем появлении в кабинете исполнительного директора лысьвенского филиала Натальи Бурыловой Наталья Владимировна сразу сказала:
- Чувствую, вы с жалобой.
- Не с одной, а с двумя.
- Не может быть!
- Может. Именно столько поступило в редакцию на вашу фирму.
На лице руководителя отразилось разочарование:
- На что жалуются?
- На нарушение законодательства. Затягиваете все мыслимые сроки выплат возмещения пострадавшим в ДТП.
- Экономический кризис не обошел и страховые компании. Раньше мы рассчитывались в течение пяти дней, но в сентябре у нас ликвидировали бухгалтерию. Теперь мы только собираем с потерпевших необходимые документы и направляем их в Пермь, в головной офис. Решения о выплатах принимают там.
- Уж как-то неоправданно долго...
- Без внимания не остается ни один человек. Каждому разъясняется сложившаяся ситуация. Тем, кто написал претензию, предоставляется график выплат. Если суммы очень большие, мы дробим их и выплачиваем частями. Но лучше связаться по телефону с директором департамента по работе с филиалами Н.В. Власовой. У нее более полная информация о положении дел.
Невменяемая очередность
Звоню в Пермь, называю газету, которую представляю, и причину звонка, прошу соединить с Натальей Викторовной.
- Подождите минутку, - говорит секретарь. – И в телефоне долго звучит электронная музыка, автоматически включающаяся в таких случаях. Наконец снова раздается голос секретаря:
- Вы на очереди выплат в конце июня.
- Приятно слышать, - говорю, - хотя никогда и ничего у вас не страховал.
- Тогда по какому вопросу?
- По вопросу этой самой невменяемой очередности.
- Минутку, - в трубке снова звучит мелодия. Потом слышу:
- Алло, говорит Маргарита Петровна Заборских. Я заместитель генерального директора по связям с общественностью. На что жалуются ваши читатели?
- На нарушение закона. Одному не выплачивают страховое возмещение уже пять месяцев, другому - три.
- Мне нужно связаться с этими людьми и выяснить, насколько обоснованны эти жалобы.
- Исполнительный директор лысьвенского филиала Наталья Бурылова названных фактов не отрицает.
- За январь и февраль деньги всем выплачены. Почему произошло это безобразие, я должна разобраться. Оставьте мне контактные телефоны этих людей, и я все выясню.
Называю номера и говорю:
- Насколько я понимаю, вы задолжали уже не одному десятку своих клиентов.
- Да, долги есть. Но все решается в рамках выстроенной системы выплат. Люди обязательно получают компенсации, но не сразу.
- Не боитесь судебных исков?
- По искам мы все решаем. Мы же никому не отказываемся платить.
- А куда деньги-то вдруг подевались?
- Существует такое понятие, как резервы. Все резервные средства компания вложила в ценные банковские бумаги. Но за время кризиса они сильно обесценились.
- У нас не было бешено галопирующей инфляции, как в конце девяностых годов...
- Тем не менее, сложившаяся ситуация повлияла на наши возможности.
- И только в этом причина задолженности перед клиентами?
- А в чем же еще?
- Прикрываясь кризисом, сегодня многие предприятия прикидываются нищими и ловят рыбку в мутной воде...
- Это не про нас. Мы каждый день максимально стараемся, чтобы наши страхователи получали все, что им положено.
Проверяйте платежеспособность страховщиков
Не имея перед глазами бухгалтерского баланса компании, определить, насколько искренне говорит Маргарита Петровна, невозможно. Однако не сомневаюсь: в надежде, что критическая публикация в газете минует «Урал-АИЛ», проблемы Л. Максимова и В. Ширинкина она постарается решить. Вот только десятки других клиентов так и будут безропотно ждать, когда же компания перестанет прокручивать в банках принадлежащие им деньги и вернет долги. Заметьте, без процентов за многомесячное пользование. Еще десятки застраховавших риски в филиалах при возникновении страховых случаев по-прежнему будут слышать «фирменную» отговорку: «Документы отправлены в головной офис, где должны принять решение о выплате». Когда их терпение лопнет и они обратятся в суд с иском о взыскании страхового возмещения, очень возможен следующий поворот событий: на судебном заседании представитель компании подаст судье положение о филиале, в котором сказано - филиал не может выступать ответчиком в суде и все иски должны предъявляться по месту нахождения головного офиса.
Поэтому должен предупредить будущих страхователей этой и других компаний: перед заключением договора не поленитесь ознакомиться с положением о филиале. Если предоставить его не согласятся, сразу делайте выводы. Тем более, что, отказывая в своевременных выплатах, должностные лица филиалов вины за собой не чувствуют. Они, видимо, считают: решение вопросов с головным офисом – личная проблема клиентов, никаким образом их не касающаяся. Однако главным показателем надежности страховой компании считается платежеспособность. Другими словами, размер ее свободных средств, т. е. резервов, должен быть равен размеру денежных обязательств по договорам страхования. Собираясь заключить соглашение, обязательно поинтересуйтесь этими данными.
Ну, а как же бороться с недобросовестными компаниями? На досудебной стадии необходимо подать жалобу в Федеральную службу страхового надзора РФ. Если она выявит нарушение закона или правил страхования, то вынесет страховщику предупреждение. Когда таких предупреждений и предписаний накопится достаточно много, у него может быть приостановлена, а потом и отозвана лицензия на страховую деятельность, как это уже произошло с некоторыми страховыми компаниями. Однако пора предоставить слово квалифицированному юристу.
Обращайтесь в суд
Говорит помощник городского прокурора Сергей Костин:
- В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик должен рассмотреть заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В этот же срок он обязан произвести ему страховую выплату или направить мотивированный отказ. Если не сделает ни того, ни другого, за каждый день просрочки ему придется уплатить пострадавшему неустойку (пеню) в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был выполнить эту обязанность. Величина неустойки (пени) не может превышать размера страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему, установленной ст. 7 Закона «Об ОСАГО». В данных случаях это не более 120 тысяч рублей.
До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик по заявлению потерпевшего вправе произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда. По согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе организовать и оплатить в счет страховой выплаты ремонт поврежденного имущества.
В соответствии с п. 73 Правил ОСАГО в случае возникновения разногласий между страховщиком и потерпевшим относительно размера вреда, подлежащего возмещению по договору обязательного страхования, страховщик в любом случае обязан произвести страховую выплату в не оспариваемой им части.
Если страховая выплата, отказ в страховой выплате или ее размер зависят от результатов производства по уголовному или гражданскому делу либо по делу об административном правонарушении, срок страховой выплаты может быть продлен до окончания указанного производства и вступления в силу решения суда (п. 74 Правил ОСАГО).
Страховщик не вправе задерживать выплату страхового возмещения в том случае, если на момент обращения к нему потерпевшего отсутствуют документы, подтверждающие наличие судебного спора об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и страхового случая по договору ОСАГО. (К примеру, определение суда о принятии к производству жалобы по делу об административном правонарушении либо искового заявления о возмещении вреда, причиненного вследствие ДТП).
Если страховая компания отказывается выплатить возмещение или задерживает его выплату, как в наших случаях, потерпевший вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с исковыми требованиями о взыскании страховой выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами и понесенных судебных расходов.
Социальные комментарии Cackle