Прекрасная русская актриса Фаина Раневская однажды в большом раздражении бросила фразу, ставшую афоризмом: «Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность».
Плохая действительность мучает ветеранов дома № 6 на улице Куйбышева не один месяц. В апреле, когда жильцы получили мартовскую распечатку счета за жилищно-коммунальные услуги, с некоторыми случился сердечный приступ.
Николай Глушков, в прошлом физик-атомщик, человек достаточно миролюбивый и незлобивый, в редакции едва сдерживал эмоции и находил слова для объяснения своего состояния. За его крохотную комнату выставили счет на сумму в две с половиной тысячи рублей – на тысячу с лишним больше, чем за предыдущий месяц.
Дом гудел. Попытка Глушкова организовать собрание жильцов с представителями власти и директором управляющей компании окончилась неудачей. Народ собрался в присутственном месте (назовем его по-старинке красным уголком) в первый раз, но на ту встречу никто не пришел. И не должен был явиться: чиновники о ней просто не знали. На разговор к жильцам по просьбе заведующей вышли специалисты ООО «Витон» - организации, которая занимается оформлением документов на жилищные субсидии. Они терпеливо объясняли пожилым людям, как действовать, чтобы получить денежную поддержку от государства на оплату услуг ЖКХ.
Но им всех бед ветераны высказать не могли. Казалось бы, откуда они, эти проблемы, в новом доме, который все в городе называют ветеранским? С надеждой и верой ждали ветераны, и не только они, встречи с первыми лицами городской власти. Письмо им написали, да не одно. Встреча состоялась в одну из майских пятниц. Но старикам она радости не принесла. Не потому что чиновники такие бездушные – они, на мой взгляд, понимают ситуацию и сочувствуют жильцам дома. Но они не волшебники. Сама действительность, сотканная из тысяч нитей разных законов и подзаконных актов, решений и постановлений, порой надуманных и далеких от реальной жизни реальных людей, напоминает дурной спектакль с запутанным сюжетом и бесконечными, сменяющими друг друга, картинами дикой русской жизни.
А дом упрямо называли ветеранским...
Сегодняшние проблемы дома № 6 на улице Куйбышева - не только в высокой плате ее постояльцев за предоставленные квадратные метры. Не меньшим поводом для недовольства послужило и крушение мечты о спокойной старости и заслуженном почете, которыми должны быть окружены на закате своей жизни пожилые люди. Они бережно хранят вырезки статей из «Искры» о строительстве дома, о планах социальных служб.
Хочется напомнить, как все начиналось. Инициатором строительства в Лысьве дома для ветеранов выступил в год празднования 50-летия Великой Победы тогдашний мэр Вадим Новоселов. По его замыслу, это должен был быть целый комплекс комфортного проживания пожилых и заслуженных людей, в силу жизненных обстоятельств оставшихся без крыши над головой. На первом этаже тогда планировали разместить службы, в том числе и медицинские, в которых нуждаются ветераны, а рядом с домом разбить парк, чтобы старикам было где гулять и отдыхать.
Увы, благим намерениям не суждено было сбыться. В силу разных обстоятельств, в первую очередь экономических, объект был на годы заморожен и оживлен только в период правления Сергея Рихтера. Дом достроили. Но к тому времени у власти появились «болячки», которые требовали немедленного решения. В первую очередь – расселение людей из домов, жить в которых стало небезопасно. Статус социального ветеранский дом к моменту заселения практически утратил. 21 марта 2006 года постановлением главы района дом № 6 на улице Куйбышева был отнесен к специализированному жилому фонду, помещения которого было решено, во-первых, предоставлять гражданам, состоящим в трудовых отношениях с разными службами муниципальной власти, во-вторых, использовать как маневренный фонд при расселении людей из аварийного и ветхого жилья, в-третьих - для социальной защиты отдельной категории граждан: одиночек пенсионного возраста, инвалидов, а также супружеских пар. Предыдущее постановление по этому дому было признано недействительным. Таким образом, в нем сформировался разный контингент жильцов. Но пожилых людей было больше. Наверное, поэтому дом по-прежнему называли ветеранским.
От счета за жилье нервы сдали не только у стариков...
Первые годы старые люди, переехавшие сюда либо из неблагоустроенных домов, либо из коммуналок, а кто-то - из старых деревенских развалюх, не могли нарадоваться: отдельные квартирки, все удобства плюс лифт, мусоропровод, телефон, вахтер, уборщицы, заведующая, которая знала всех наперечет. И плата за такие блага была приемлема для стариковских кошельков. Неудобства доставляли переселенцы из аварийного дома – слишком много от них шума, но с этим ветераны еще как-то мирились. А вот когда в марте им принесли счет за жилье – нервы сдали не только у них.
К примеру, за квартиру с жилой комнатой в 14 квадратных метров семье из четырех человек предъявили 3100 рублей. Сюда не вошла плата за электроэнергию. Все единодушно решили: виновата управляющая компания «Лысьвастроймонтаж», а персонально - ее директор Виктор Афанасьев. Мол, это он «придумал» такие тарифы, а городская Дума их утвердила. Потом стали ругать всех кряду, в том числе и районную власть.
Необходимость пойти на прямой диалог с жильцами назрела сама собой, и разговор состоялся. На встречу приехали все первые лица городского поселения – глава Виктор Михайлов, сити-менеджер Юрий Мыльников и его заместитель Иван Маланчак, депутат Земского собрания Александр Соломин, директор УК «Лысьвастроймонтаж» Виктор Афанасьев. Так что люди могли получить ответы на все вопросы и высказать все, что думают.
Все остались бы довольны и счастливы, если бы каждый получил от чиновников все, что хотел: одни - дешевое и спокойное проживание, другие - бесплатные квартиры взамен малосемеек, выделенных при сносе ветхих домов, третьи – возможность стать собственниками квадратных метров. Увы, по щучьему велению только у Емели получается...
Итак, тарифы. Почему депутаты городской Думы безжалостно проголосовали за их увеличение почти в четыре раза? Виктор Михайлов объясняет это так:
- Многие услуги, которые здесь оказывались, оплачивались службой соцзащиты. Она рассчитывалась за уборку, за вахтеров, за содержание заведующей. В конце прошлого года прошла краевая проверка и начальнику территориального управления минсоцразвития было приказано эти платежи прекратить. В связи с этим все затраты попали в тариф содержания и технического обслуживания.
Глава администрации Юрий Мыльников добавил:
- Почему мы поздно приняли новые тарифы по этому дому? Потому что в течение всего прошлого года принимали жилой фонд от муниципального района в городское поселение согласно закону Пермского края. Все общежития города и плюс ваш специализированный жилой дом нам передали в ноябре. Ваш дом необычен. Чем он отличается от жилого многоквартирного? Тем, что имеет статус специализированного.
Разобраться с типологией жилья пожилым людям действительно непросто.
- Это и не гостиница, и не общежитие, и не жилой дом, а что тогда? – возмущалась аудитория.
Казалось бы, зачем вообще ей этим голову забивать? Ответ прост: многие хотели бы приватизировать свои квартирки. Мол, если сейчас дом в статусе общежития, то приватизация разрешена. А то, дескать, тариф на содержание предъявляют как общежитию, а в собственность не отдают.
С тарифом администрация поселения выход нашла. Виктор Михайлов предложил убрать из его структуры содержание уборщиц и заведующей. Тогда тариф на техобслуживание уменьшится с 59 руб. 74 копеек до 35 руб. 78 коп. Зал пошумел, но нехотя согласился. Требовали убрать и вахтеров, но глава поселения отказал в категорической форме: тогда дом превратится в проходной двор. Всплыл еще один вопрос – содержание лифта, который при расчете ставки на содержание квадратного метра не учли. Старые люди единодушны – лифт нужен. Но мало кто в пылу эмоций осознал, что это еще один платеж, и немалый. В девятиэтажках, где есть эта услуга, лифт обходится жильцам в среднем по 60 рублей с человека. После всей этой корректировки стоимость проживания должна уменьшиться, по прикидкам, на 500-700 рублей, не более.
Здесь правят балом «зайцы»
Разумеется, людей это не устроило. И тогда властям напомнили: если дом специализированный и его хозяин – городское поселение, наведите в нем порядок. Пожилые люди недовольны соседством с расселенными из ветхих домов гражданами. Говорят, что на крохотных площадях много «зайцев», которые устроили настоящий коммунизм – всем пользуются и ни за что не платят. Приборы учета на доме общие, и количество потребленных ресурсов раскидывают на всех. Одинокие за голову хватаются: столько воды они реально потребляют за полгода!
- Хотим индивидуальные счетчики в квартиры!- шумели они.
- Ставьте! – разрешил директор управляющей компании Виктор Афанасьев.
Они привыкли не платить?
Дом новый, но был сдан с такими недоделками, что уже нуждается в ремонте. Управляющий пообещал привести в порядок кровлю и пройти по периметру здания, чтобы залатать то, что отвалилось или осыпалось. И все. Отпавшей штукатуркой и обоями в квартирах придется заниматься самим жильцам. По словам Виктора Афанасьева, по этому дому у него долг почти 60 тысяч рублей. Самые недобросовестные плательщики – переселенцы из аварийного жилфонда. Они, кстати, тоже в большой претензии к власти - спрашивают, когда им выделят нормальное жилье. Глава администрации Юрий Мыльников ничего утешительного не сказал:
- Нам приходится отчитываться за долги предыдущих руководителей. Таких «долгов» – 36 квартир. Сегодня в городе есть конкретная программа по сносу шести ветхих домов и конкретные люди, проживающие в них, которых нужно расселить. Включить в нее вас я не могу – закон не позволяет. Ваше право – обращаться в суд и решать проблему с муниципальным районом, так как сегодня долги – за ним.
Столь же категоричен был ответ о возможности приватизации квартир. Жилье специализированное, жилфонд отнесен к категории маневренного и приватизации не подлежит (ст. 92 Жилищного кодекса РФ). Кто не согласен с такой позицией властей – идите в суд.
Старики расходились несолоно хлебавши. Жаль их - они окончательно потеряли надежду на спокойную жизнь в доме, который одним росчерком пера превратился из социального объекта в специализированный со всеми вытекающими отсюда последствиями. И хоть глава поселения прямо на собрании поручил директору управляющей компании выявить всех незаконно проживающих и выселить их, чтобы не мешали пожилым людям, оптимизма ветеранам это не добавило. Руководители поселения, думаю, тоже ушли не в лучшем настроении. Уже на улице, в приватной беседе, Юрий Мыльников признался, что был готов к трудному разговору, но пообещать этим людям сегодня нечего. В городе в улучшении жилищных условий нуждаются тысячи людей, и снос шести развалюх - капля в море. А плюс к этому - разные чрезвычайные обстоятельства: недавнее разрушение дома на ул. Ленина, погорельцы и т.п. Маневренного фонда практически нет. Вот и с домом ветеранов: хотели как лучше, а получилось...
Социальные комментарии Cackle