Юрий Всеволодович БЛАГОДАТСКИХ |
Главное на селе – команда
- Юрий Всеволодович, прошло полгода, как вы вступили в новую должность. Уже сложилась общая картина того, как развивается сельское хозяйство Лысьвенского района? Чего не хватает нашим сельхозпроизводителям?
- Сегодня в реестре Лысьвенского муниципального района числятся восемь хозяйств, которые постоянно работают, производят мясомолочную продукцию, сеют зерновые культуры.
Если оценивать ситуацию в целом по району, состояние агропромышленного комплекса у нас, скажем так, плохонькое. Хотя по цифровым показателям аграрии работают с прибылью. Перспективные хозяйства – ООО «Подсобное хозяйство АТП», СПК «Колхоз «Труд» и ООО «Олени». Чего не хватает производителям? Наверное, все-таки государственной поддержки, тем более, что кризис значительно урезал статьи расходов на сельское хозяйство в краевых и федеральных программах. Хотя лично я считаю, что любое хозяйство можно вывести на уровень рентабельности, если есть хороший кадровый потенциал: скажем так, команда - группа неравнодушных людей и опытный дальновидный руководитель.
- Получается, у нас таких нет?
- Почему? Есть! Проблема в другом - на селе недостаточно квалифицированных кадров. Это связано с тем, что зарплата у аграриев мала. Старый ресурс – старшее поколение, те, кто в свое время застали колхозы и совхозы, - выработан, а молодежь предпочитает уезжать в большие города. Сегодня мы вынуждены работать по старинке, а это в новых экономических условиях бесперспективно. У нас мало квалифицированных агрономов, животноводов, механизаторов, я бы добавил сюда и менеджеров. Ведь сегодня сельхозпредприятиям надо не только вырастить урожай или произвести какую-либо продукцию – мясо, молоко. Необходимо еще реализовать этот продукт.
В последнее время в министерстве края усиленно обсуждают тему аутсорсинга в сфере сельского хозяйства. Это привлечение коммерческих специалистов или фирм со стороны для решения организационно-управленческих задач в нескольких хозяйствах. Думаю, нам стоит к этому прийти: зарплата на селе невелика, а кадров, как я уже говорил, катастрофически не хватает. Сейчас пытаемся сделать анализ и понять, есть ли в Лысьвенском районе хорошие специалисты или их вообще нет, а может, они работают не по специальности. Мне кажется, финансовый кризис – некий переломный для села момент. Он пойдет на пользу - люди начнут возвращаться в деревню. И одна из основных задач государства - поддержать желание этих людей трудиться на земле. Аутсорсинг дает такую возможность.
- В чем конкретно сегодня выражается государственная поддержка для сельхозпроизводителя?
- На уровне края разработана программа развития сельского хозяйства на 2009-2012 годы, но в связи с кризисом произошла ее корректировка и, естественно, дотации на 2009 год уменьшились. В этом году Лысьвенскому муниципальному району в рамках программы отпущено 382 тысячи рублей. На что пойдут эти средства? В первую очередь на поддержку производителей молока. Те хозяйства, в которых надои составляют не менее 10 литров на корову в сутки, получат из краевого бюджета помощь - 1,8 рубля за каждый реализованный литр. В нашем районе этим видом дотации пользуются три хозяйства - схп «Олени», ООО «Полесье» и подсобное хозяйство «АТП». Кроме того, средства выделены на возмещение процентной ставки по кредитам в размере ставки рефинансирования банка для малых форм хозяйствования и сельхозпредприятий. А также на поддержку элитного семеноводства и на закупку минеральных удобрений.
В посевную-2009 хозяйства смогли приобрести горюче-смазочные материалы по цене в два раза ниже прошлогодней. Также из краевого бюджета выделялись субсидии для производителей картофеля, но у нас почему-то никто не заинтересовался этой культурой. Все знают: картофель стал брендом Прикамья, этот проект поддерживает губернатор края. Я тоже считаю, что картошка на Урале – второй хлеб, в этом направлении можно развиваться. Пытаюсь объяснить это руководителям наших хозяйств, найти предпринимателей порасторопнее, в общем, как-то переломить ситуацию. Но пока, к сожалению...
А чем поможет район?
- А районный бюджет что-то предусмотрел для сельских тружеников?
- На местном уровне мы разработали программу развития агропромышленного комплекса, кстати, впервые за несколько лет. В этом году запланировали выделить хозяйствам 4,5 млн. рублей. Но, к сожалению, программа версталась в январе 2009 года, когда бюджетные деньги уже были распределены, поэтому первое полугодие она не работала. Сейчас средства изыскиваются, но не исключено, что некоторые ее статьи будут секвестированы.
В программе семь важных направлений. Остановлюсь подробнее на четырех. 1 млн. 250 тысяч планируем выделить на увеличение объемов реализованной продукции. Поскольку часть краевых программ свернута, мы решили выделить дотации на реализуемую продукцию - не только на молоко, но и на мясо, и на зерно. На поддержку животноводства запланировали немного. Но если учесть, что в этом году планируется построить два животноводческих комплекса - в Аитково и в Паинцах, - то основные средства этой статьи мы предусмотрели в следующем году, когда потребуется закупать элитный скот - племенных дойных коров и телок для новых ферм. Строительство комплексов продвигается, но медленно - есть проблемы с получением кредитов. Несмотря на это, в Паинцах заложен фундамент, а в Аитково уже возведен каркас будущего здания. Сейчас оформляются кредиты, и, думаю, все же уложимся в сроки.
Сегодня в Лысьвенском районе 96 человек оформили льготные кредиты на развитие личного подсобного хозяйства. Среди них есть и фермеры, занимающиеся разведением крупного и среднего рогатого скота. Средства на погашение части процентов по этим займам также заложены в программу. О том, как получить такой кредит, неоднократно рассказывали в газете. Сейчас проводим выездные встречи с участием специалистов сбербанка, чтобы люди могли получить информацию из первых уст. Для новых глав поселений была поставлена задача выявить активных людей - тех, кто занимается или хочет заниматься фермерством, развивать частное подворье. Это завтрашние налогоплательщики и дополнительные рабочие места на селе.
И еще одно направление, на котором хотелось бы остановиться подробнее, - поддержка персонала. 100 тысяч рублей планируем выделить сельхозпредприятиям для переобучения специалистов, повышения уровня их квалификации. У наших хозяйств на это зачастую не хватает средств.
- Можно ли ожидать, что с реализацией данной программы на нашей территории наметится рост производства сельскохозяйственной продукции?
- Главное, чтобы не произошел спад! Сумма в 4,5 млн. рублей на самом деле невелика. Когда верстали программу, ориентировались на соседей: примерно такие же средства запланировали на развитие АПК и в Чусовом. Программа рассчитана на несколько лет. В следующем году, к примеру, в бюджете заложена сумма больше - 5 млн. 400 тысяч. Проанализируем, как будет работать программа в этом году, в чем нуждаются хозяйства, и в следующем уже можно будет говорить о перераспределении средств.
Зачем финской корове бюстгальтер?
- И все-таки... От директоров хозяйств частенько приходится слышать о катастрофическом недостатке финансирования. Жалуются, что почти в два раза подорожала электроэнергия, что государство практически не делает скидок сельхозпроизводителям, их часто ставят в один ряд с малым бизнесом, который не всегда занимается производством, а зачастую куплей-продажей...
- Давайте будем честны. Все понимают, что сегодня государственных предприятий не осталось. Но хоть одному частному предприятию компенсируют процентные ставки по кредитам? Разве хотя бы одному бизнесмену государство выдает безвозмездно средства на закупку сырья, на реализацию готовой продукции? Нельзя сказать, что у нас не созданы условия для развития: хочешь что-то менять, модернизировать, улучшать производство, получать больше прибыли – бери в банке кредит, а государство возместит ставку рефинансирования по процентам.
Сегодня нужно вкладывать средства в кадровый ресурс, находить специалистов, закупать элитные семена и скот, менять технологию и мышление. В свое время мне довелось побывать в Финляндии. Это страна с аналогичными климатическими условиями, но в отличие от России там собирают по 50-60 центнеров зерна с гектара, по 350-500 центнеров картофеля, за лето успевают сделать 2-3 укоса, получают от 7,5 до 15 тысяч литров молока в год от одной коровы. Конечно, государство там дотирует отрасль в размере 50 процентов, но при этом ставит фермерам жесткое условие – соблюдение всех технологических требований. Я удивился, когда увидел на лугу корову в бюстгальтере… Переводчик объяснил: мол, у нее вымя от молока очень тяжелое. И, самое главное, урожай зерновых, производство молока и мяса спрогнозированы на 90 процентов. Посеяли зерно – не ждут, взойдет или нет, будет урожай или нет, как у нас. Там все рассчитано, все по технологии. У нас ведь сегодня что получается? Урожай маленький – плохо: затраты большие, невыгодно, сельхозпредприятия без прибыли. Урожай большой – опять плохо. Значит, цены падают и аграрии вновь подсчитывают убытки. А еще 70 процентов урожая зерна идет в навоз и только 30 – на пользу...
У них же технологией предусмотрена консервация 90 процентов зерна. Чтобы посеять какую-то культуру, они делают анализ земли, изучают, будет ли расти, какой ожидать урожай. Нам до этого далеко, но хочется, чтобы у нынешних аграриев было хотя бы стремление изменить что-то в лучшую сторону. Надо сконцентрировать силы предприятий, чтобы добиться результата, уйти от старых стереотипов, сменить поголовье коров, которые дают по три литра молока в день. Любые затраты должны окупаться - на этом и построена рыночная экономика.
- В читательской почте «Искры» есть тревожные «звоночки»: мол, нет работы на селе. Нет поддержки молодым...
- Уже второй год мы работаем по краевым программам – поддержки молодых специалистов на селе и выделения средств на строительство жилья. Молодым специалистам выдаются по 100 тысяч рублей подъемных – немалые деньги. В 2008-2009 годах их получили молодой агроном в Панцах и инженер в Оленях. В очереди на улучшение жилищных условий стоят 24 семьи, девяти уже выделены средства на приобретение или строительство жилья. Поэтому говорить о том, что государством в этом направлении ничего не делается, тоже нельзя. Иногда складывается такое впечатление, что молодежь на селе просто не хочет работать. Да, в хозяйствах зарплаты маленькие, но ведь инициатива частных предпринимателей, фермеров, личных подсобных хозяйств только приветствуется. Говорю мужикам в Новорождественском: берите пруд в аренду - разведете рыбу, организуете платную рыбалку. Нет, говорят, несерьезно: мол, местные по ночам сетями выловят. Но ведь волков бояться – в лес не ходить. То же с картофелем: казалось бы, реальный доход, помощь из краевого бюджета. Нет, не хотят. Нужны селу молодые, умные, инициативные. Очень нужны! Только вот где их найти?..