В очередной раз прошёл фестиваль современной пьесы в формате work-in-progress (экспресс-читки). Год назад он прописался в нашем городе и дал положительные всходы на театральных подмостках. Я с большим интересом следил за ходом фестиваля или, как сказал художественный руководитель фестиваля Олег Лоевский, семинара. Мне как зрителю было очень интересно наблюдать за рождением спектаклей. Отрадно было видеть, что и другие зрители не остались равнодушными и после каждого показа высказывали своё мнение об увиденном.
Первым был представлен спектакль французского писателя Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера». Пьеса молодого драматурга признана критиками лучшей по итогам 2008 года. Порадовал актерский дуэт заслуженной артистки России Клавдии Савиной и Нины Ахтырской. Чувствовалась совместная легкость работы, взаимопонимание. Было и удивление: увидеть Клавдию Савину в роли этакой по-мальчишески бодрой бабули в кепке набок! Ну а юмор Нины Ахтырской добавлял особый позитив.
Пьеса, вернее, её эскиз, рассказывает о двух сестрах, уже в возрасте, потерявших мать. Кремировав её, они ищут по стране могилу отца, чтобы воссоединить родителей. Режиссер Роман Ильин (Санкт-Петербург) представил нам на суд укороченный вариант пьесы, что, впрочем, не помешало ему сделать серьёзную заявку на возможную постановку полноценного спектакля. Одной из тем обсуждения стало кощунственное отношение к праху усопших. По-моему, никакого кощунства в пьесе нет. Есть стремление к воссоединению семьи. И режиссёру, на мой взгляд, удалось это доказать.
Второй эскиз спектакля - «Ночь Гельвера» польского драматурга Ингмара Вилквиста в постановке Александра Баринова (Москва). В центре внимания - взаимоотношения мужчины и женщины. Он - приемный сын, взрослый мужчина, но с интеллектом ребенка. Она, пережившая личную трагедию, взяла его из клиники, чтобы искупить вину перед погибшей дочерью. Она видит, как безжалостно манипулируют её сыном, боится, пытается его защитить. Закрыться, отгородится от внешнего мира, плотно задернув шторы, не получается. Женщина решается во имя спасения сына на отчаянный шаг. Знакомая ситуация, показывающая реалии жизни и нашего общества с его жестокостью и цинизмом.
Пьесу молодой писательницы из Екатеринбурга Ярославы Пулинович «За линией» поставил Вахтанг Харчилава (Лысьва). Это был его режиссёрский дебют. Психологическая драма о жизни многих наших современников. Мы увидели два мира - взрослых и детей. Наблюдая за попытками этих двух миров контактировать, понимаешь: как далеки мы бываем от своих детей с их принципами и правилами. Надо отметить актерский состав, сыгравший детей. А Макся (Евгений Меденников), мальчик 2-3 лет, был в центре внимания в течение всего спектакля. Как нам все это знакомо - безденежье, не всегда успешные попытки прокормить огромную семью, особенность русской души, заставляющая в трудную минуту приходить на помощь. Старания артистов не пропали даром, что подтвердили бурные овации.
Закрывал программу спектакль «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Дороты Масловской в постановке Анны Потаповой из Москвы (на снимке внизу). Тема, затронутая в пьесе ужасает и шокирует. Оказывается, плохо мы знаем некоторые социальные пласты общества. Золотая богемная молодежь, обдолбанная наркотиками и выпивкой, куролесит по стране автостопом. Издевательства над людьми и в тоже время шикарные жесты с разбрасыванием денег становятся для таких уже нормой. Многих шокировала ненормативная речь главных героев, но ведь это устоявшаяся манера общения таких людей. Метания главных героев - это бег от себя самих, от скуки, безнадежности. Один из выходов – петля. Но и смерть ими тоже воспринимается как приключение…
Фестиваль закончился, и можно подвести итог. Каждый режиссер по-своему трактовал пьесу, пытаясь донести своё видение до зрителя. По большому счёту это получилось. Все пьесы острые, злободневные. Не буду строг к режиссерам - они создали проекты будущих больших спектаклей всего за три дня. Именно мы, зрители, должны были сказать решающее слово: дать жизнь этим пьесам или нет. Надеюсь, нас услышали.
На последнем обсуждении Олег Лоевский задал, наверное, самый важный вопрос: нужны ли нам, зрителям, такие фестивали? Конечно! Да и не только нам, но и актерам. Ведь у них не всегда есть возможность напрямую пообщаться со зрителем, выслушать его мнение, получить этакую эмоциональную встряску творческого потенциала.
Большое спасибо всему творческому коллективу театра за фестивальную работу. Надеемся, в будущем сезоне постановки второго фестиваля современной пьесы войдут в репертуар и найдут своего благодарного зрителя.
Андрей ГОРОХОВЦЕВ, зритель.