После победы в Великой Отечественной войне Советский Союз в качестве компенсации получил от Германии разные трофеи. Были среди них и рыболовные суда. Часть из них попала на Дальний Восток, в Преображенское управление сейнерного флота.
Более 10 лет на этих кораблях занимались рыбным промыслом, затем они стали нуждаться в ремонте. После восстановительных работ один из сейнеров с названием «Лысьва» был продан колхозу «Рыбак». Своё название судно получило, по всей видимости, по инициативе рыбаков, прибывавших из городов Пермской области по организованному набору. Так, например, ещё один сейнер назывался «Чердынь».
«Лысьва» обошлась колхозу в 150 тыс. советских рублей. Это было в 1968 году. Без малого три года «Лысьва» исправно служила делу добычи морепродуктов для советских людей. По штату экипаж судна состоял из 16 человек, но 11 февраля 1972 года на палубу «Лысьвы» ступили лишь 11. Это было вполне нормально, и никто не обратил внимание на некоторые роковые совпадения и замены в штате.
У нескольких человек накопились отгулы, и они решили провести время на берегу, кто-то ушёл в отпуск. Так, в колхозе остался старший механик Владимир Чумякин. Его обязанности отошли ко второму механику Николаю Минаеву. Он уже был на пенсии. Чтобы получать повышенную пенсию, ему не хватало нескольких часов работы в море. После рейса он твёрдо намеревался сойти на берег. А вот радист Олег Вьюн пошёл в свой первый рейс. Он буквально накануне получил распределение в колхоз «Рыбак» после «мореходки». Жена его была беременна. Увидеть отца ребёнку было не суждено…
Штатным капитаном «Лысьвы» был Владимир Леваков. До сих пор специалисты считают его одним из лучших в истории «Рыбака». У него были самые богатые уловы, он первым освоил добычу краба. Во многом благодаря его мастерству и опыту «Рыбак» два десятилетия был колхозом-миллионером. Капитан задержался на берегу по семейным обстоятельствам – взял отгулы. Гибель «Лысьвы» стала для него страшным ударом. Владимир Михайлович считал: будь он на мостике, трагедии бы не произошло. Ответственность за случившееся он взял на себя. Переубедить «морского волка» никто не смог, чувство вины не покидало его всю жизнь.
В воскресенье, 12 февраля 1972 года, в 15 часов 30 минут «Лысьва» в последний раз вышла на связь. Сообщили на землю о жутком шторме. С неба обрушились потоки ливня, гром, молнии, сильный ветер. Меры по поиску терпящего бедствие судна приняли достаточные. На поиски «Лысьвы» отправились корабли ВМФ СССР, стоявшие в тот момент в портах Владивостока и Находки, а также судна рыбацкого, торгового и танкерного флотов. Сняли даже сейнеры и траулеры с прибрежного лова.
Весь залив Петра Великого - от мыса Поворотного до корейской границы - разбили по квадратам. Трое суток, днём и ночью, корабли бороздили свои участки. Настоящая армада – сотни судов – с вечера вторника искала хоть какой-то след: нефтяное пятно, щепки, плоты, спасательные круги. В воздухе кружили вертолёты и самолёты. По побережью на поиски «лысьвенцев» отправились пограничники и милиционеры. К концу третьих суток дали отбой. Ничего не нашли.
Стали выдвигать различные версии. Особисты предположили: не переметнулись ли «лысьвенцы» за кордон? Версия быстро отпала – народ был проверенный. Ещё одна – подрыв. Местные моряки не раз вытаскивали «подарки» второй мировой – мины. Так, на вражеской мине подорвался наш «земляк» – сейнер «Чердынь». Предполагали и удар о льдину или прибрежные камни. Последнюю версию как основную сообщили в Москву. А менее чем через полгода, в один день (!), море вернуло тела двух рыбаков. Удалось их опознать. Остальные навсегда остались в морских глубинах.
Нашли «Лысьву» 30 лет спустя аквалангисты. Сейнер покоился всего в ста метрах от берега, возле мыса Шульца полуострова Гамова. Каждое лето и осень десятки аквалангистов совершают сотни погружений в бухте Витязь, но никто из них на опускался на 30-метровую глубину, где дно более-менее ровное. Обнаружил «Лысьву» на глубине 28,8 метра аквалангист Сергей Тесленко.
Александр БАТУЕВ, лауреат премии им. Занадворных.
Фото из Интернета.