Криминалистическая наука утверждает: врать человек начал одновременно с обретением дара речи. И с тех пор никак не может остановиться. Даже когда стоит перед судом.
20000 рублей штрафа - за ложь
В номере от 21 марта «Искра» рассказала затянувшуюся историю одного ДТП. Лобовое столкновение «Газели» и «Волги» произошло в ноябре 2003 года и стало причиной смерти двух пассажиров легковой машины. За пять с лишним лет, минувших с тех пор, состоялось несколько судебных процессов. Но только на последнем, о котором шла речь, удалось наконец доказать, кто именно был виновником трагедии. Потому что все эти годы обвиняемая в преступлении предпринимательница и свидетели событий со стороны защиты, мягко говоря, морочили следствию голову. Водитель «Газели» Илья Горбушин, к примеру, утверждал, что вел машину он. Когда легковушка врезалась в нее, работодательница вдруг «взяла его за грудки и в долю секунды перебросила на свое место». А сама переместилась на его сиденье. Оттого водитель «Волги» и разглядел ее именно там.
Что заставило женщину сделать столь сверхъестественный бросок, она объяснить не смогла. Поэтому судья констатировал: «При мотивированном и одновременном стремлении обоих» они могли поменяться местами. Но если это было их сознательное решение, то чем оно вызвано? Желанием О. Обориной нести ответственность вместо Горбушина? Тогда почему она не признает своей вины? Желанием И. Горбушина уйти от ответственности? Тогда почему в судебном заседании он с таким упорством утверждает, что сидел за рулем? Суд пришел к выводу: ответов на эти вопросы нет и не может быть, потому что «версия подсудимой и шофера надуманна, а их показания ложны». Во лжи уличили и других «очевидцев» событий. В частности, Сергея Смирнягина. Поэтому, когда Ольге Ивановне назначили реальное наказание и приговор вступил в силу, против них возбудили уголовные дела.
Судили лжесвидетелей 15 июля. Каждого в отдельности. Илья Сергеевич в заседании сообщил, что при допросе на процессах в отношении Обориной его предупреждали об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Однако виновным в них себя не признал и по-прежнему утверждал, что автомобилем управлял он. Проанализировав собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу: помогая предпринимательнице избежать наказания, И. Горбушин совершил преступление против правосудия. И квалифицировал его действия по ч.1 ст. 307 УК РФ как заведомо ложные показания в суде. Приговор - 20 тысяч рублей штрафа.
Сергей Владимирович уголовной ответственности тоже не побоялся, хотя и его предупреждали о ней под роспись. Он утверждал, что сразу после ДТП видел, как подсудимая вышла из кабины со стороны пассажирских сидений, а И. Горбушин – со стороны водительского. Однако судом по делу Обориной было установлено, что за рулем находилась именно она. Да и расположение поврежденных машин после аварии было таковым, что не позволяло проехать рядом с местом происшествия другому транспорту. Следовательно, Смирнягин на месте столкновения автомобилей не был. Тем не менее и он виновным в лжесвидетельстве себя не признал. Учитывая это, его «услуги» предпринимательнице суд «оценил» тоже в 20 тысяч рублей штрафа.
Будет уроком?
Комментирует приговоры заместитель городского прокурора, юрист первого класса Константин Александров:
- Заведомо ложные показания нарушают принцип неотвратимости наказания, порождают у преступников уверенность в безнаказанности. Искажая факты, лжесвидетель, подчеркиваю, сознательно препятствует установлению истины. Но находит этому оправдание: он, де, помогает хорошему или нужному человеку выпутаться из обстоятельств, возникших не по его воле. Хотя наверняка понимает, что вводит следствие и суд в заблуждение и мешает им объективно оценить совершенное преступление. В данном случае обвиняемая, несмотря ни на что, приговорена к реальному лишению свободы. Но на это потребовалось более пяти лет. Между тем, названные лжесвидетели, как и другие, которые тоже предстанут перед судом, знали о том, что преступают закон. И могли бы еще до вынесения приговора Обориной заявить о ложности данных ими показаний. И тогда их не стали бы привлекать к уголовной ответственности. Но, продолжая реализовывать свой преступный умысел, они и в качестве обвиняемых стояли на своем, не признали себя виновными и не раскаялись в содеянном, поэтому и получили такое наказание. Надеюсь, это послужит хорошим уроком для тех, у кого возникнет желание «помочь» знакомым и родственникам, если придется давать показания в суде. Тем более, что ч. 1 ст. 307 УК РФ предусматривает штраф до 80 тысяч рублей, а лжесвидетельство, соединенное с обвинением лица в тяжком или особо тяжком преступлении (вторая часть статьи), наказывается заключением на срок до пяти лет.