Прямоугольник в воздухе. Поймёте меня или нет?
27.05.2017«Дайте мне, пожалуйста, два пакета того молока», «Подскажите, где находится отдел с консервами?», «А у вас нет свежего номера журнала?» - эти и другие подобные фразы ежедневно слышат сотрудники магазинов и ларьков. Но бывают и не совсем обычные (даже непривычные) ситуации: когда покупатель глух. Инвалид с детства по слуху Алексей Литвин согласился поучаствовать в эксперименте и проверить, как к нему отнесутся сотрудники магазинов.
А в глазах – интерес
Связь с Алексеем держу через социальные сети - звонить по телефону бессмысленно. Договариваемся о «контрольных точках» и уясняем для себя все нюансы, чтобы во время проверки не возникло каких-либо загвоздок. Предлагаю молодому человеку три места для посещения: почтовое отделение на ул. Делегатской, магазин «Меркурий» (в народе - сорок четвёртый) и ларёк с газетами и журналами вблизи общежития на пр. Победы. Соглашается.
В назначенное время встречаемся у магазина «Мария». Думала, общаться с Алексеем будет намного труднее. Нет, ни капельки! С первой минуты парень поражает доброй улыбкой и горящими интересом глазами. Под рукой у меня ручка и блокнот - чтобы было удобно писать «подсказки». Ещё раз повторяем (точнее, описываем) всё, что обговаривали.
Алексей смотрит на меня с некой ухмылкой. Пишу: «Что-то не так?». Отвечает: «Ты смешно и непонятно пытаешься показать слова на языке жестов. Я умею читать по губам — так что ты говори, а я буду писать». Небольшая пауза. Чувствую себя немного неловко...
«В этом нет ничего необычного»
Идём на почту. Захожу первой и встаю у витрины с книгами. Следом входит мой новый знакомый и встаёт в очередь. Затем в очередь, и без того длинную, встаю я. По мере приближения испытываю нарастающее чувство волнения. Алексей со стороны выглядит очень спокойно.
Задача парня - отправить заказное письмо с уведомлением в Екатеринбург. Справится или нет? Всё ли сделает так, как нужно? Поймёт ли его работник почты? Пока размышляю над этим, подходит очередь тайного «агента». Парень вырисовывает в воздухе прямоугольник: мол, конверт большой дайте. Женщина недоумённо смотрит на Алексея. Новый знакомый заново повторяет. Кажется, его поняли.
Почтовый работник приносит нужных размеров конверт. Правда, без полей для заполнения. Следом протягивает маленький конверт со словами: «Это как пример для заполнения». Но парень-то не слышит! Поняв свою ошибку, Римма Бакиева (так зовут почтового работника) указывает пальцами на надписи на маленьком конверте, затем демонстрирует их отсутствие на большом.
Алексей отходит в сторонку и начинает заполнять. Пока парень занят, почтовый работник обслуживает других, в том числе и меня. Бормоча что-то про подписку для журнала, становлюсь рядом с молодым человеком и заполняю свой бланк.
А Алексей уже подписал конверт. Забывшись, женщина спрашивает парня, как он будет отправлять письмо. Мой «напарник», заметив неловкость почтальона, пишет в блокноте: «Мне нужно отправить заказным письмом с уведомлением». Сказано - сделано. Женщина выдаёт Алексею уведомление и опять же пальцами показывает, как заполнять. Пока он занят, почтовый работник оформляет письмо и пробивает чек.
- С вас 86 рублей 60 копеек, - произносит в пустоту женщина.
Молчание. Алексей заполняет уведомление. Кто-то в очереди начинает нелестно высказываться в адрес молодого человека: мол, очередь задерживает... Но его быстро прерывает мужчина из той же очереди: «Если пришёл - значит, так нужно. Он такой же, как и мы, только у него проблемы со слухом. В этом нет ничего необычного».
Почтовый работник пишет на листочке нужную сумму для оплаты и принимает у Алексея уведомление и деньги. Чек выдан, письмо отправлено. Справились!
И здесь победа!
Идём в 44-й магазин. Первой, как и в прошлый раз, захожу я. Направляюсь к прилавку с молочной продукцией. Алексей идёт за мной. Прошу продавца: «Дайте мне, пожалуйста, АТПовское молоко». Покупаю. Становлюсь рядом, убирая покупку в сумку. Алексей молча подходит к прилавку, указывает на нужный ему пакет молочки и протягивает 50 рублей. Продавец с первого раза достаёт нужный товар. И здесь победа!
Последняя точка для проверки - ларёк с печатной продукцией. Алексей подходит к окошку и пальцем указывает на газету «Искра». Женщина протягивает ему субботний номер. Молодой человек мотает головой, как бы повторяя: «Нет, мне нужен другой номер - за четверг». Женщина не понимает. Алексей вновь показывает на газету, затем водит пальцем по дню недели. И она протягивает нужный выпуск.
Все покупки сделаны, письмо отправлено. Отходим в сторонку и «списываемся» в блокноте. Спрашиваю: «Ты выглядел спокойно. Часто ходишь в магазины?».
«Нет. В магазин я хожу по необходимости, а крупные покупки всегда делаю с родителями», - отвечает он.
Договариваемся, что вечером Алексей напишет мне свои впечатления в социальной сети. Благодарю парня, и мы расходимся.
Это непросто
Алексей сдерживает слово. Вечером молодой человек рассказывает:
- Во время эксперимента мне было нетрудно. Стеснения не чувствовал, но ощущал неловкость: в очереди на почте стояли другие люди, а я их задерживал. На почту хожу несколько раз в месяц, в основном в отделение на ул. Металлистов. Там получаю посылки и письма. Операторы знают меня и относятся с пониманием.
Интересуюсь, были ли случаи, когда его отказывались обслуживать. Ответ отрицательный. Молодой человек пишет, что консультанты или продавцы всегда тактичны, вежливы и терпеливы. Возможно, это от того, что Алексей ходит лишь в супермаркеты.
Лично для меня было бы трудно понять глухого человека. Мне кажется, выбрать из большого количества продукции то, что нужно, не слыша покупателя, непросто. Нужно понять, что он просит. Также стоит проявить терпение, ведь порой приходится несколько раз жестами показывать, что требуется.
От нашего эксперимента остались положительные эмоции, ведь все задачи выполнены. Огорчило лишь то, что некоторые всё-таки нелестно высказываются в адрес людей с недугом. Как бы ни старались «другие», они ещё долго не будут «своими» в обществе. Жаль!
Ирина Попкова-Ахматшина, студентка УрФУ. Фото автора.
Социальные комментарии Cackle