25
Октября
2020
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Наш земляк побывал на месте трагедии на Чернобыльской АЭС

20.08.2011Путешествия

Весной этого года, преодолев полстраны почти на всех видах транспорта и заглянув за рубеж, я побывал в чернобыльской зоне отчуждения. Зона появилась в результате аварии, взрыва и впоследствии выброса радионуклидов на Чернобыльской атомной электростанции в городе Припяти 26 апреля 1986 года. В тех местах, окутанных тайнами и мифами, я мечтал побывать с самого детства.

Подготовка началась в январе

Особенно мое желание было подстегнуто после прочтения книги «Чернобыль, Припять, далее Нигде» Артура Шигапова. Автор сам не раз бывал в зоне отчуждения. Воспользовавшись его рекомендацией, я заказал экскурсию через один из специализированных сайтов. Экскурсии в зону проводятся раз-два в месяц.

Стоимость – 100 долларов.

Я спланировал мартовскую экскурсию еще в январе. Дальше встал вопрос посложнее: как добраться до Киева к 8 часам утра 26-го марта? За полтора месяца до экскурсии купил билеты: от Перми до Москвы – на самолете (и так же обратно), от Москвы до Киева – на поезде (и обратно). Если добираться до Киева только самолетами (с пересадкой в Москве: без нее рейсов нет), то самолеты от Перми до Москвы летают только по утрам, а от Москвы до Киева - только днем и вечером. Если добираться до Киева только на поезде (снова с пересадкой в Москве), то это слишком долго: 26 часов - от Чусового до Москвы, 13 часов - от Москвы до Киева плюс время между поездами. А выбранный мною вариант позволил сократить 26 часов до двух (плюс дорога от Чусового до Перми) и приехать в Киев незадолго до нужного времени.

Общая стоимость авиабилетов составила 7990 рублей, билеты на поезд в оба конца обошлись немногим больше двух с половиной тысяч рублей.

В компании представителей иностранных СМИ

Посадка в аэропорту Внуково, оттуда на аэроэкспрессе - прямиком до Киевского вокзала (дорога заняла около получаса).

До отправления поезда в Киев оставалось еще порядочно времени. В обменном пункте валюты (два из них находятся в здании вокзала) успеваю обменять рубли на гривны. Одна гривна стоит примерно 4 рубля. Если вы едете в Киев на один день и не собираетесь шиковать, то 500 гривен хватит с избытком, еще и на сувениры останется. Да, по приезду в Киев не забудьте перевести часы на местное время (час назад по сравнению с московским).

26-го марта (за месяц до 25-летия катастрофы на ЧАЭС) в Киеве было пасмурно. Когда около 7 утра я вышел из здания Южного вокзала, на улице уже совсем рассвело. Прямо передо мной, через дорогу, стоял храм Георгия Победоносца. Значит, я не ошибся с выходом и направлением. Автобусная остановка - еще через одну дорогу от храма.

Около 8 часов утра к остановке подошел автобус. Вместе со мной в него зашли 43 человека. Поскольку нынешний год для катастрофы «юбилейный», кроме традиционных участников экскурсии - россиян и украинцев - в этот раз на нее отправились представители иностранных СМИ: «Голоса Америки» и нидерландского телевидения. По другой версии, их интерес к Чернобыльской зоне был связан с событиями на японской АЭС «Фукусима-1».

От Киева до Чернобыля - примерно 70 километров по шоссе. Из города выехали без проблем. Дорога довольно хорошая, а благодаря телевизору с DVD-проигрывателем она прошла быстро.

«В трезвом уме и здравой памяти...»

На КПП Дитятки нас попросили выйти из автобуса - для прохождения паспортного контроля. Этот КПП получил название от близлежащей деревни - последнего населенного пункта перед 30-километровой зоной обязательного отселения. Дальнейший наш путь - по зоне отчуждения. На пути в Чернобыль много заброшенных домов – целые села, деревни с названиями, определившими их судьбу. 25 лет минуло со дня аварии, и село с названием Залесье на самом деле заросло лесом...

Наконец, Чернобыль... Что это?! Окна многих домов застеклены, сами строения - в порядочном состоянии. По ту сторону окон - горшки с цветами, шторы. Территория напоминает провинциальный городок, далекий от последствий экологической катастрофы мирового масштаба.

Экскурсовод Александр объявил, что в настоящее время Чернобыль – административный центр, и мы остановимся у здания ЧернобыльИнтерИнформа (официальной организации, которая подчиняется напрямую администрации зоны отчуждения и, по сути, является государством в государстве) подписать некие бумаги.

Внутри, как и снаружи, здание ЧернобыльИнтерИнформа ничем особенным не отличалось. Нам надо было поставить подписи под документами, в которых прописано, что мы находимся в трезвом уме и здравой памятим, снимаем с организаторов поездки ответственность за наши жизни и возможность получения увечий во время экскурсии.

Следующая остановка – автовокзал Чернобыля. С виду он ничем не отличается от других автовокзалов небольших городов. Внутри - два магазина с большим ассортиментом товара и кафе. На улице едва слышно проезжали автомобили, проходили редкие прохожие, не спеша проехал мужик на велосипеде. На дороге у автовокзала в красных жилетах работали коммунальщики. В зоне с повышенной радиационной обстановкой текла удивительно тихая и спокойная жизнь...

И общее фото - на память

Купив в магазине все необходимое, «ядерные туристы» двинулись к следующей остановке - ЧАЭС. Уже в автобусе любопытство взяло верх, и я спросил у Александра: «Как же так, ведь население Чернобыля подлежало обязательной полной эвакуации - откуда здесь столько народу?». Он ответил, что это рабочие-вахтовики, их постоянное число - около четырёх тысяч.

Не доехав до станции несколько сотен метров, водитель автобуса сделал остановку. Экскурсовод объявил: это последняя точка, где можно фотографировать в любом направлении. Отсюда открывалась прекрасная панорама ЧАЭС, были хорошо видны недостроенные 5-й и 6-й энергоблоки. До взрыва они были почти готовы к пуску, но авария поменяла планы. Переезд через мост - и мы на территории атомной электростанции. Первая остановка - у памятника ликвидаторам аварии. На этом месте установлена скульптура Прометея, подарившего людям огонь. Вообще, эта статуя была перенесена из Припяти потому, что там ее просто-напросто распилили бы мародеры.

Чем дальше мы продвигались вглубь станции, тем больше меня поражал ее масштаб. Ни один документальный фильм не в силах передать ее реальные размеры! Разве что компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R. передаёт в виртуале грандиозный масштаб станции, но там, в хаосе перестрелки, на это не обращаешь внимания.

На территории ЧАЭС множество служебных строений: всевозможные трубы, маленькие, большие, огромные здания, мосты и мостики, энергоблоки… Очередная остановка. На этот раз - у смотровой площадки, откуда до печально известного 4-го энергоблока - 200 метров! В спешке покинув автобус, мы с любопытством разглядывали махину – саркофаг. Первый и второй энергоблоки - отдельные здания, а третий и четвертый объединены, и часть, под которой находится четвертый реактор, дополнительно «окутана» железобетонным «покрывалом» саркофага. Это захватывающее зрелище! Туристы энергично перемещались по площадке, поскольку долго находиться здесь нельзя (фон во много раз превышает допустимый). Под конец «особенной» остановки - общая фотография на память о посещении ЧАЭС. Дальше наша дорога - в город-спутник станции – Припять.

Лето – не лучшее время для прогулок по Припяти

Наверное, Припять не лучшее место для прогулок, однако для участников экскурсии это очень любопытное место, потому что ими движет заинтересованный поиск истины. И прогулка по этому мертвому городу есть момент истины - для каждого своей.

От ЧАЭС до Припяти - два километра. Когда автобус выехал с территории станции, гид объявил, что мы проезжаем «рыжий» лес. Правда, сегодня он уже совсем не рыжий, поскольку после аварии был захоронен и на его месте за 25 лет выросли вполне нормального цвета деревья. В центре города, взяв видеосъёмочные принадлежности, туристы вышли из автобуса. Очевидно, когда-то это была главная городская площадь. На ней - дворец культуры «Энергетик», гостиница, универмаг, еще несколько зданий. Для прогулки по Припяти экскурсанты разбились на группы. Я отправился с нашим главным гидом Александрой Сиротой, бывшим жителем Припяти. В эту же группу вошли и представители зарубежных СМИ - из-за этого она получилась большой. С нами пошел еще один гид - с дозиметром. Он замыкал отряд, следя за тем, чтобы никто из туристов не отстал.

Первое здание, куда мы зашли, - универмаг. Описывать увиденное там и испытанные ощущения – гиблое дело. Там нужно побывать самому. Дворами мы прошли к столовой - мимо когда-то жилых домов, детских садов и игровых площадок. Все заросло деревьями и кустарниками, поэтому ранняя весна (или поздняя осень) - лучшее время для прогулки по Припяти. Жизнь еще только просыпается от зимней спячки, летом бушующая растительность будет создавать совсем другое настроение. Вдобавок летом из-за листвы ничего не будет видно. Вот и столовая - советского типа, с надписью на стене: «Приятного аппетита!». Рядом со столовой - общежития. В одно из них мы зашли. Поднявшись по лестнице и пройдя по коридору, столпились в комнатушке. Как оказалось, в этой комнате, будучи маленьким пацанёнком, жил с мамой Александр Сирота. Далее - площадь Дружбы, школа, стадион… На этом месте много мха, наступать на который категорически не рекомендуется, иначе потом можно не пройти дозиметрический контроль: мох, как губка, прекрасно впитывает радиацию.

Из центра города наш путь лежит в гостиницу «Припять». С самого верхнего (восьмого) этажа открывается потрясающий вид: безлюдный город в лучах заката выглядит завораживающе.

Три часа экскурсии по Припяти пролетели незаметно. «Ядерные туристы», полные впечатлений, отправились на ужин в ЧАЭС.

Контроль прошли удачно

Перед входом в столовую - обязательная проверка на «загрязнение» в специальном аппарате. Все прошли её благополучно. Стоимость ужина - 78 гривен (кормили вкусно и сытно).

На обратном пути в Чернобыль сделали остановку возле своего рода мемориала памяти селу Копачи - первому населенному пункту, принявшему радиационный удар. После катастрофы село захоронили вместе с домами и со всем, что в них находилось (жителей эвакуировали). С другой стороны дороги виднеется гигантская антенна объекта «Чернобыль-2». Сейчас эта груда металлолома никакого стратегического значения не имеет. Охраняется сторожем, который, говорят, за бутылочку «красненького» пропустит любого.

Быстро стемнело. В здании ЧернобыльИнтерИнформа мы вновь прошли дизконтроль. Теперь - обратно в Киев. В автобусе опять показывали документальные фильмы о Припяти и ЧАЭС. В тот день мы много увидели и услышали, материала для размышлений было достаточно. На КПП Дитятки в 3-ий и последний раз удачно прошли дизконтроль.

Вечерний Киев - весь в огнях: сверкали неоном витрины, сияли теплым светом окна жилых домов, уличные фонари... Автобус доставил нас до вокзала. Мы попрощались, пожелав друг другу удачи, и разьехались, обещая встретиться снова. Я вез домой 13 ГБ ценного фото- и видеоматериала.

...А по ту сторону Чернобыля взяла старт обыденная жизнь. Жизнь, в которой территория практически вымирает не от радиации - по иной причине...

Юрий ЯЗЕВ, студент ЛФ ПГТУ. Фото из архива автора.

В тему

«Чернобыль в наши дни – место активного паломничества любителей экстремального туризма. Очередное предложение нынешнего украинского правительства сделать зону отчуждения ЧАЭС международным центром экологического туризма, мягко говоря, настораживает. Можно согласиться с мнением, что зону нужно показывать людям, чтобы те делали выводы о возможных последствиях бесшабашной деятельности человека там, где нужен глаз да глаз. Но как в условиях украинских реалий решить этот вопрос? Открыть зону для всех? На это никто не пойдет, ибо существуют нормы радиационной безопасности. Пойти другим путем и вернуть в сельскохозяйственный оборот чистые земли? Вполне реально, но далеко не везде. Вот только приедут в эти сказочные места не скромные сельские труженики, а владельцы тугих кошельков, что повлечет за собой приватизацию лесов, полей и рек. Привлечь сюда частные инвестиции? Будет очередной Диснейленд, только украинского типа.

Необходимо, чтобы был создан национальный институт проблем Чернобыля, необходимо административным методом навести порядок. Правда, одного желания здесь мало, нужен государственный подход. Пока что власти до этого не дотягивают»...

«Независимая газета», январь 2011 года.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

В среду в Перми состоялось заседание краевой комиссии по подготовке жилого фонда к работе в осенне-зимних условиях. Там обсуждалась и лысьвенская ситуация
Вот уж поистине, каждый из нас стремится сделать свою жизнь вместилищем блага, но не у всякого это получается. Казалось бы, такие одинаковые блага для разных людей совершенно разные
Яндекс.Метрика