26
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Почему зрители не оценили «Облако-Рай»?

17.11.2012Марина РешетниковаЛысьвенский театр

Отклики зрителей звучали сразу после премьерного показа, тема постановки была зацеплена в околотеатральных дебатах посетителей форума городского сайта «Лысьва.ru», отзыв о спектакле появился и в читательской почте «Искры». В большинстве своём зритель поставил спектаклю невысокую оценку. Почему?

Письмо в редакцию

«Премьера спектакля «Облако-рай». Полный зал, много молодёжи, тишина, ожидание встречи с прекрасным искусством – театром. Но ожидание не оправдалось. Закончился спектакль, и возникло ощущение грязи, тоски, которое не покидало весь вечер. В какой России мы живем?! Оказывается, наш народ - это стадо без идеи, морали, без цели, без духовности...

Сюжет развивается вокруг обычного провинциального парня, который вроде бы собрался уезжать. В течение полутора часов мы слышим от героев диалог дебилов: «Уезжаешь? Куда?» «Туда... Не знаю куда»... У соседей – событие: уезжает человек в заоблачный рай. Есть повод выпить, посудачить, заработать рубль. Пропаганда пьянки сегодня идет и в фильмах, где хирург курит, пьёт. И в просмотренном спектакле всем подъездом пьют самогонку, провожая соседа. Что дал этот спектакль? Что он разбудил в людях? Куда позвал? Показал болячки нашего общества? Так мы их видим каждый день. 50% молодых людей не знают, куда идти, зачем идти - ни идеологии, ни морали. Работать за копейки не желают, а жить и пить, как богатые и успешные, – хотят. И болтаться целый день, как герой спектакля, с одним занятием: пиво, компьютер, тусовки, девочки...

После такой комически-психологической премьеры на открытии сезона-2012 не хочется идти и на следующий спектакль.

Одно хочется сказать: актёры – молодцы, играли хорошо! Но только, мне кажется, им было стыдно играть в этом спектакле. Хочется сказать доброе слово художнику по костюмам - можно было определить и время, и место действия. Обращаюсь к руководству театра: не отторгайте от себя зрителя, ставьте проверенные временем спектакли.

Татьяна ГЛАДКИХ, театрал».

Высказывания с форума городского сайта:

«Была на премьере «Облако-рай» в воскресенье. Полтора часа тягомотины. Не понравились ни постановка, ни игра актёров, ни декорации, ни сама пьеса. Ни о чём. Таких персонажей, гораздо более колоритных, - вон, полный Госстрой или Ленина... Ни чётко сформулированной морали, ни просто главному герою посочувствовать... angelmoon777».

«В этом спектакле никакой морали, просто весьма неудачно показаны «нищие духом». Прикольно то, что есть короткометражный фильм «Облако-рай», смотрела как-то в интернете, в категории «авангардное кино времён перестройки» - тоже ерунда редкостная. Чувака с придурковатым лицом и мыслями торжественно посадили в автобус, и он уехал)) и на этом кино кончилось).. Не пойму, в чём задумка постановки? наверное, это и есть классика, коль не канула в веках и занимает до сих пор мысли режиссёров. аЛиса».

«Облако-рай»: портрет-аннотация

Действие происходит в провинциальном городе. Выходной, делать абсолютно нечего. Молодой парень Коля выходит во двор, где на скамейке сидят три вечных и неизменных бабули. Пытается завести разговор о погоде и с ними, и с другими обитателями дома. Но никому нет до него дела. Всем надоело однообразие, Колины разговоры, он сам. Зато все чрезвычайно оживляются, когда Коля внезапно сообщает, что хочет уехать. Он просто выдумывает факт отъезда, но всех почему-то взбадривает эта новость. В вялых некогда соседях вдруг просыпается любовь к Николаю, они начинают собирать его в дорогу всем домом. Помогают найти необходимое и в итоге даже усаживают его в поезд. А любимая девушка не пытается его вернуть, когда в конце выясняется, что он просто придумал этот дурацкий отъезд...

Тоска по морали. Откуда?

Сразу хочется начать спорить с авторами высказываний. По той простой причине, что постановку я считаю вполне удачной. Но количество оппонентов, если честно, меня удивило. Вот поэтому, прежде чем вступать в дискуссию, мне захотелось разобраться в причинах неприятия вещи, которая, по идее, должна была быть местным зрителем принята на «ура». Поскольку она, в общем-то, очень даже о провинции. И это, кстати, признают сами зрители в своих высказываниях, находя аналогии в постановке с лысьвенскими реалиями. Другое дело, что зрителям, оказывается, не нравится смотреть на провинциальную жизнь со стороны. Поэтому они не поняли – почему молодой режиссёр выбрал для постановки на премьере именно эту вещь? Наиболее частая фраза у всех критикующих: мол, в пьесе нет никакой морали. Так ли это? Порассуждаем...

Пьесу для премьеры выбирал и ставил молодой режиссёр, ищущий, размышляющий. И постановка у него получилась этаким размышлизмом-констатацией - с открытым финалом, полувопросом в конце. Главного героя Колю запихали в поезд, и он обескураженно сел в него, зная, что едет практически в никуда. Растерянное выражение лица героя и быстрый «сжёванный» конец истории усиливают этот эффект. В итоге, в пространстве перемены произошли - Коля уехал, а в сознании героя пока нет - он не понял, зачем едет. Не все режиссерские решения мне пришлись по вкусу и показались уместными, однако конструкция спектакля совершенно ясна. В нем нет отчетливо отрицательных или откровенно положительных, да и вообще - героев. Есть люди - такие, как мы все. Обыденные. Даже Коля, вырвавшийся из серого омута рутины, - и тот герой по воле случая, по нечаянности.

Режиссёр Вячеслав Тыщук - столичный житель, активный участник суетливого потока мегаполисной жизни, человек с креативным умом. Судя по постановке, у него в голове еще нет каких-то железобетонно-устойчивых форм, затвердевших «прынцыпов» жизни. А провинциальные зрители в общей массе своей иные. Несколько уставшие от малособытийности жития, заданного и определенным устаканившимся бытом, и удалённостью от суеты больших городов. Все это подсознательно рождает у провинциалов желание ДЕЙСТВИЯ, а если не действия, то хотя бы четко заданного вектора движения. И потому большинству в постановке не хватило той самой пресловутой отчетливой морали – а куда герой едет, зачем? Доедет ли? Но структура спектакля и не предполагает этого морализаторства со стороны режиссёра – она призывает зрителя самого додумать – а доедет ли Коля в свой неведомый ему самому рай? И как он там обустроится?

Лирическое отступление

Форумчанка аЛиса вспомнила одноимённый фильм, сценарий которого и послужил, собственно, основой для пьесы (правда, фильм не короткометражный, как пишет аЛиса, а вполне обычного формата). Сравнение неизбежно. Потому отторжение фильма в своё время наложило отпечаток на её восприятие спектакля. Она называет фильм «ерундой редкостной». Спорить о вкусах – дело вялое и ненужное. Не стану. Просто напомню, что эта «ерунда» и воплотившие её на экране актёры и режиссёр Николай Досталь снискали коллективное признание и миллионов зрителей, и кинокритиков, и мастеров кино сразу на нескольких российских и зарубежных кинофестивалях.

Николай Досталь снимал фильм «Облако-рай» на переломе 90-х. Тягучее безвременье в предчувствии перестроечной чехарды... Ожидание чего-то…Разрушение советских стереотипов и в то же время жгучая тоска по ним... Как там чуть накануне этого самого времени спел рок-кумир многих поколений Виктор ЦОЙ: «Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук. Нам не нужно всё это, чтобы друг друга понять. Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг, и вдруг нам становится страшно что-то менять... Перемен требуют наши сердца...».

Вячеслав Тыщук поставил на лысьвенской сцене «Облако–рай» в 2012-м. Он захотел сказать нам, что слова прозорливца Цоя по-прежнему актуальны. Что все перемены в нашей жизни, в нашей стране, в нашем обществе - лишь в текстах официальных документов: они происходят, а мы их не видим, ничего не изменяется. И потому ответ на вопрос – отчего же и сейчас, глубоко в 21 веке, эти самые перемены остались такими же условными, как в 90-х, - зависает в пространстве долго и безнадёжно. И бедолага Коля, революционер поневоле, взорвавший серую провинциальную тягомотину спонтанно, ради смеха, ради привлечения внимания к себе, - он всё едет в своём поезде в никуда. А мы всё ждём перемен. Вектора движения ждём. Морали.

Театр как волшебное зеркало

Положительные отклики о премьере менее многочисленны, но они тоже есть. Основной мотив сторонников постановки – спектакль заставляет думать. Да и даже в критическом на первый взгляд письме Татьяны Николаевны Гладких звучат похвалы актёрской игре, работе художника по костюмам. Стоит заметить: выбор актёров на роли – прерогатива режиссёра. И потому выходит, что непонятый лысьвенцами Тыщук очень точно попал в типажи. Актёрский ансамбль в постановке сработал почти филигранно. Он замечательно справился с созданием внутренней архитектуры спектакля, придуманной режиссёром. Предположу, что постановщик сделал ставку именно на актёрские работы, поэтому и сценография минимизирована до предела: до конца спектакля на сцене одна и та же декорация - стена. Он нарочито лишил конкретных географических наименований и место действия, и место, куда якобы едет Коля, - всё условно, такое может происходить хоть где и хоть с кем… Провинциальную замедленность, вялость режиссёр решил показать за счёт …пшена, высыпанного обильно на пол сцены. Ноги актеров вязнут, они ходят, точно преодолевая препятствие, невидимое зрителю, движения становятся монотонно однообразными. А ещё сыпучий материал так напоминает пресловутый песок времени... Спорный момент. Но… Нужный постановщику эффект, опять же, вроде бы достигнут?

Вернёмся к игровой составляющей постановки. Вот Коля (актер Кирилл Имеров) - симпатичный, среднестатистический паренёк, скорее всего – простой работяга (таких сотни в каждом городе). У него не задались отношения с девушкой, он побаивается ее властную мамашу (Людмила Шуваева). Он неглуп, но уж очень нерешителен. Очень точная актёрская работа - пластика спотыкливого невезунчика, как бы вечно у всех спрашивающего: «Ну что, ребята, так ли я живу, что, как я вам?».

От «зарплаты до зарплаты, от выпивки до выпивки», серый быт и круг домашних повинностей – таковы составляющие жизни его друга Фёдора (Игорь Безматерных) и его жены Вали (Светлана Тихомирова). Старухи у подьезда, глухо замотанные в вечные шалюшки вне погоды, движения однообразны, что не надо - слышат, всё видят и знают (Галина Зотикова, Елена Чурилова, Анжела Себекина)… Великолепный сочный типаж – дворовый хулиган Филомеев (Вадим Пугачев)...

Перечислять бесконечно нет смысла. Дико хочется назвать всех, кто органично изобразил типовой глубинный образчик повседневности. На мой взгляд, такая атмосфера была необходима режиссёру для создания контраста «как было – что стало». Ведь как всё закрутилось, когда Коля сказал, что уезжает! Как преобразились и просветлели враз эти серые лица! Где-то внутри их существ затеплился позабытый огонёк мечты о существующем «прекрасном далёко»... Люди враз изменились и в действиях, и внешне...

Знаковый эпизод: хулиган Филомеев вручает Коле свой чемодан – неизменный спутник всех путешествий, некий символ действий, атрибут ухода с насиженного места. Отдаёт – значит сам отказывается что-либо изменить в своей жизни, доверяет это сделать растерянному Коле… Отдаёт - значит верит: уж Коля-то сможет! Причём видно, что чемодан дорог Филомееву. Суть происходящего определяет фраза хулигана: «Человек без чемодана, что дерево – всю жизнь на одном месте». Такая тоска по крыльям и полёту звучит в ней… И Коле, который вовсе не хочет уезжать, ничего не остается делать, как следовать влекущей его вперёд судьбе. Ведь так много людей, любящих его такого. Он – их надежда на то, что свободный от рутины рай всё же где-то существует...

Ожидание вылущенной как ядро ореха морали от театра - свидетельство того, что наши зрительские вкусы изрядно подпорчены современным ТВ. Всем, кого увлекают внешний декор (оформление), экшн, сериально-разжёванная простота сюжета, - добро пожаловать к голубому экрану. Зрительный зал театра - место для размышлений. Не стоит воспринимать «Облако-рай» прямолинейно, как памфлет, бичующий современную нам действительность. Изображая социальные типажи, театр, как всегда, всё несколько гиперболизирует. «Облако» - нелинейная, размышленческая постановка, требующая при просмотре включить свой жизненный психологический опыт. Задачей театра никогда не было и не будет давать готовые формулы жизни. Сцена - не простое, а волшебное зеркало. Со множеством зеркальных коридоров. Посмотрите в него внимательно, пытливо, ищуще - вам откроется «бездна, звёзд полна». И вы поймете: вечные споры о смысле жизни, поиске истины – отнюдь не на сцене. Они – в ваших душах. Там же следует искать и ответы.

Приглашаем!

Всех, кто действительно любит театр и всё, что происходит на сцене, приглашаю - пишите, спорьте, доказывайте свое мнение в новой рубрике «Галёрка». Свои мнения, подписанные истинной фамилией или псевдонимом, можно присылать по почте, приносить в редакцию, отправлять на электронный адрес: reshetnmarina@yandex.ru.

Есть мнение? Выскажи!

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

Не прошло и недели, как в редакции скопилась солидная пачка писем о лысьвенцах, достойных победы в народной акции «Человек года». Удивительно, сколько мы ещё не знаем о наших земляках!
8 ноября состоялось очередное заседание Думы Лысьвенского городского округа. В повестке значились 11 основных и 4 дополнительных вопроса. Но под конец заседания и без того обширная программа пополнилась ещё двумя вопросами, обсуждение которых, пожалуй, было самым эмоциональным. Группа сельских депутатов поставила вопрос ребром: мол, мы - представители власти или кто?
Яндекс.Метрика