- 10 лет назад здесь было чистое поле, - держит в руках большие фотографии начальник отдела по связям с общественностью компании «Буматика» Анастасия ПРОШИНА. Сейчас вокруг простирается краснокамский экотехнопарк: участки по захоронению мусора, площадка для сортировки отходов, производственные линии. Что-то подобное в настоящий момент возводят на границе Лысьвенского округа и Чусовского района. Или не совсем подобное?
В гости к ним
Сообщение о строительстве в Лысьве нового мусороперерабатывающего предприятия наделало немало шума. «Зачем нам ещё одна свалка?! – возмущались лысьвенцы. – Мы и так в отходах по уши!»
Публичное обсуждение проекта, состоявшееся в конце зимы, выдалось жарким: горожане не только атаковали руководство пермской компании вопросами о грядущем экотехнопарке, но и пытались прояснить детали мусорной реформы. Да, многие спутали внедрение в России новой схемы обращения с коммунальными отходами и частную инициативу в отдельно взятом регионе. Но общее настроение понятно: лысьвенцам небезразлично состояние экологии округа.
Тогда гости пообещали показать, что полигон во всём лучше обычной свалки. Слово сдержали. В середине мая представители общественности, экологи и депутаты двух городов посетили экотехнопарк. Если «Буматика» не боится демонстрировать свою вотчину «с изнанки», значит и скрывать нечего?
Порядок прежде всего?
Промзона на окраине Краснокамска, недолгая дорога до деревни Мишкино, под боком у которой действует объект. Мусора по обочинам не видно, но в какой-то момент в открытые окна засасывает запах, напоминающий о свиноферме.
- Грузовик привёз органику, - поясняет главный эколог «Буматики» Анастасия СЕРГЕЕВА. – На самом полигоне посторонних запахов нет.
Территория экотехнопарка разделена на несколько частей: мусорные карты, где захоранивают отходы, участок мусоросортировки и производственная площадка.
– Из всех коммунальных отходов, поступающих на полигон, в сортировку отправляется около 20%, - рассказывают эколог.
Как так? Ведь на презентациях не раз озвучивались другие данные: в переработку обещали принимать до половины коммунального потока!
- 50% - это средний показатель всего перерабатываемого мусора, - раскрывают детали собеседники. – Не только содержимое городских контейнеров, но и отходы производств и организаций. Например, то, что приходит из магазинов вроде «Касторамы», можно переработать на 80%. Но в Лысьве будет перерабатываться больший процент отходов, чем в Краснокамске.
Вроде бы, маленькая деталь, но она, точно по классику, рождает большое недоверие: а вдруг и в остальном есть «двойное дно»?
Впрочем, к самому процессу захоронения вопросов немного. Мусор на полигон свозят самосвалами. Тракторами его уплотняют: когда слой негодного для переработки материала достигает двух метров, его пересыпают слоем земли. За десять лет существования полигона коммунальщики навалили холм высотой в несколько десятков метров. На склонах террикона мусора немного. Во-первых, пакетам и бутылкам не дают разлететься специальные сетки-ловушки, во-вторых, по словам местных, прилегающую территорию регулярно чистят.
- Лысьвенский полигон проектируют с учётом ошибок, которые обнаружились при эксплуатации краснокамского полигона, - напоминают сотрудники «Буматики». – Ваш изначально будет современнее.
Путёвку в новую жизнь отходы получают на участке сортировки. Манипулятором их накладывают на конвейерную ленту. Поток вручную разбирают на составляющие женщины-сортировщицы. Всё, из чего можно получить новый продукт, летит в жерла приёмников. Остальное превратится в техногрунт, полезный при отсыпке дорог.
Но условия… Мало того, что помещение неотапливаемое и потрошить сорную «реку» сотрудникам приходится даже в лютый мороз, так ещё и дух в «чистилище» сильный и тяжёлый.
- Респираторы? – пожимают плечами женщины в ответ на возмущение лысьвенских гостей. – Есть, но без них как-то лучше. А что запах? Мы привыкли…
Пожалуй, не меньше условий поражает вознаграждение за труд. Зарплата – от 12 тысяч рублей!
- Итоговый размер зависит от многих факторов: например, от количества пущенного в переработку мусора, - поясняет заместитель исполнительного директора Юлия СЕРГЕЕВА. – А если люди будут сидеть на голом окладе, какой им смысл лучше сортировать мусор?
Бонусов, к слову, не положено: производство вредным не считается. И ради чего такие жертвы?
По законам рынка
Участки выпуска эковаты и тротуарной плитки в первую очередь удивляют размером: кажется, их можно разместить в любом гараже. Сам принцип бесхитростен: утеплитель рождается из измельчённых под давлением и обработанных антисептиком газет и картона, а плитку штампуют из пластика, добавляя лишь красители и песок.
Напоследок гостям показали наиболее перспективные линии – по переработке автомобильных шин и пластика.
Кажется, откатавшие своё шины – настоящая золотая жила. Год от года их становится больше, автолюбители бесконтрольно и абсолютно бесплатно выбрасывают их на свалки. Конкуренции почти нет: подобные заводы только-только появляются...
На площадке при полигоне тысячи покрышек. Их переработают практически без остатка: корд отправится в металлолом, резина переродится в печное топливо. Получаемое горючее – что-то вроде мазута, но гораздо дешевле и эффективнее продуктов из нефти. Неудивительно, что его популярность стремительно растёт.
Процесс пиролиза (бескислородного горения) относительно прост: в специальной «духовке» шины плавятся при температуре в несколько сот градусов. Такой способ утилизации – один из самых экологически безопасных и популярных на Западе. По крайней мере, атмосфера вблизи установки не заставляет недовольно морщить нос.
Перспективно и получение гранулята, востребованного на производствах пластиковых изделий. Поэтому в дело вложились серьёзно: поставили отдельный ангар, закупили новое китайское оборудование стоимостью в десятки миллионов рублей…
Однако куда интереснее знать, какое производство появится при лысьвенском экотехнопарке. Ответ один: говорить об этом пока рано. Во-первых, специалистам необходимо проанализировать состав отходов, которые будут поступать на наш полигон из нескольких городов. Во-вторых, напоминают представители «Буматики», по условиям концессионного соглашения производством считается даже процесс дробления пластиковых бутылок. Возможно, у нас их будут лишь измельчать и увозить на производство в Краснокамск. Как насчёт более глубокой переработки и получения готового к реализации продукта?
- Линии по получению эковаты или тротуарной плитки очень компактны, их можно быстро смонтировать где угодно, - отвечает Анастасия Прошина. – Однако важно понимать, будет ли спрос на эти товары в конкретном регионе, чтобы производство было рентабельным.
Как тут не вспомнить, что в Лысьве его несколько достаточно крупных предприятий по производству изделий из пластика? Может, стоит рассмотреть возможность установки агрегатов по получению гранулята? Заказчики же под боком! Однако бизнес живёт по своим законам: расспрашивать о планах до поры бессмысленно.
Куда важнее на нынешнем этапе понимание принципиальной разницы между грядущим полигоном и имеющейся городской свалкой.
- В жизни полигон сильно отличается от того, что нам ранее показывали на картинках. Больше всего поражают моменты охраны труда: нельзя так относиться к здоровью персонала, - заметил в конце экскурсии начальник отдела по охране окружающей среды и природопользованию администрации Лысьвы Сергей МИХУТА. – Есть вопросы и к сортировке: например, почему на ней нет магнитов?
Однако, как ни крути, нынешняя городская помойка и полигон несопоставимы. Как минимум новые участки захоронения не должны гореть, отравляя дымом окрестности. Как максимум - сложное предприятие принесёт деньги бюджету округа. В какой пропорции сложится итоговая ситуация, покажет время.
Фото автора