20
Мая
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Авиация для Лысьвы – не пустой звук!

23.02.2013История и современность

В центре - патриарх планерной школы ДДЮТ Владимир ВЬЮГОВ
В центре - патриарх планерной школы ДДЮТ Владимир ВЬЮГОВ
Военно-воздушным силам нашей страны уже век! Казалось бы, что связывает наш маленький провинциальный городок с авиацией Советского Союза и России? Не поверите, многое. Когда в Москве вся наша большая семья собирается вместе, мы с гордостью  вспоминаем наших родных, связавших свою жизнь с небом. Они тесно сотрудничали с лучшими авиаконструкторами страны, строили самолёты, обучали знаменитых лётчиков, а некоторые даже стали космонавтами! 

Лётная родословная

Больше 85 лет наш род неразрывно связан с авиацией. Первопроходцем в этом деле был заместитель наркома авиационной промышленности СССР генерал-майор Василий Иванович Тарасов, посвятивший жизнь науке и разработке различных типов авиационных и ракетных двигателей. В 19 лет он стал студентом рабфака МВТУ (ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана), после его окончания поступил на аэромеханический факультет, в 1930 г. преобразованный  в Московский авиационный институт. Получив диплом, Василий Иванович продолжил образование в аспирантуре.
Уже в феврале 1939 года в возрасте 33 лет он был назначен начальником Главного управления учебными заведениями буквально только что образованного наркомата авиационной промышленности*. С 1942 г. по февраль 1946 г. Василий Тарасов был заместителем главы НКАП генерал-полковника Алексея Шахурина. (В 1946 году Шахурин и главком ВВС главный маршал авиации Александр Новиков были арестованы по сфабрикованному «авиационному делу». К счастью, эти репрессии не коснулись никого из их заместителей.) С февраля 1946 г. и до 1968 года включительно В.И. Тарасов работал директором крупнейших авиационных моторостроительных заводов и научных лабораторий СССР.
Авиационная промышленность набирала обороты, появлялись новые типы двигателей, разрабатывались различные виды самолётов с мощным вооружением. За годы войны в СССР было освоено и пущено в серийное производство (включая модернизацию) 25 новых самолетов: 10 истребителей, 8 бомбардировщиков, 4 транспортника, 2 штурмовика и один учебный. В период Великой Отечественной войны авиационная промышленность выпустила 125 тысяч самолётов! 
Советский Союз на отечественных самолётах поставил многие авиационные мировые рекорды. Например, на самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, в том числе через Северный полюс. А начиналось всё с цельнодеревянных бипланов «Илья Муромец», выпускавшихся в 1913-1918 гг. В 1928 году появились По-2, затем Як, Ил, Ту, Су. Благодаря работе знаменитых конструкторов Н.Н. Поликарпова, Л.С. Яковлева, С.В. Ильюшина, Б.П. Лисунова, А.И. Микояна, М.И. Гуревича, А.Н. Туполева, П.О. Сухого стали появляться новые самолёты с хорошими вооружением и лётными качествами. Например, штурмовик Ил-2, прозванный «летающим танком». Кстати, это самый массовый самолёт в истории: за четыре года войны было выпущено 36 тысяч таких машин. Один цех авиазавода № 525 в г. Куйбышеве с 1941 по 1945 год выпустил 11929 штурмовиков! Основной продукцией завода были пулемёты ШКАС**, отличавшиеся невиданной убойной силой и скорострельностью - 30 выстрелов в секунду (модернизированный до 50-ти). Их и устанавливали на «Илы». К выпуску этой продукции имела непосредственное отношение моя мама Евдокия Семёновна. Кстати, образец ШКАС был обнаружен среди трофеев имперской канцелярии Третьего рейха. Под стеклянным колпаком хранился образец тульского пулемёта и приказ Гитлера: хранить этот экземпляр русского оружия до тех пор, пока немецкие оружейники не сделают что-либо подобное. К огорчению фюрера, до конца войны немецкие конструкторы так не смогли повторить творение Шпитального и Комарицкого***. 
В августе 1941 г. по решению Ставки ВГК на самолетах Ил-4 была выполнена первая советская бомбардировка военных объектов Берлина. Совершенствовались  истребители Як, а с 1942 года в войска начал поступать истребитель МиГ-3. В 1943 году был принят на вооружение пикирующий бомбардировщик дальней авиации Ту-2.

Лысьвенские авиаторы

Справа - подполковник Иван МАЛАНЧАК
Справа - подполковник Иван МАЛАНЧАК
Среди лысьвенцев-Героев Советского Союза немало лётчиков. Капитан 999-го штурмового авиационного полка Евгений Нилович Иванов совершил 119 боевых вылетов, погиб в бою 19 марта 1945 г. Арсений Павлович Никитин прошёл путь от лётчика до заместителя командира 338-го Рижского бомбардировочного авиационного полка, совершил 218 боевых ночных вылетов. Командир 438 авиаполка подполковник Александр Васильевич Оборин совершил 283 боевых вылета, лично сбив 13 самолётов противника. Погиб 7 августа 1944 г., тараня вражеский самолёт. Стрелок-радист бомбардировщика Павел Николаевич Цылёв после тяжелого ранения продолжил войну в качестве командира отделения сапёров.
Не удостоились высоких званий, но отдали жизнь за Родину наши земляки - лейтенанты Василий Родионович Ёлохов и Валерьян Францевич Федорышин.
32 боевых вылета на дальнем бомбардировщике Ли-2 («Дуглас»)**** совершил стрелок-радист А.И. Круглов, в том числе четыре - на Берлин, пять - на Кёнигсберг, по два - на Данциг и Штеттин.
На смену ветеранам Великой Отечественной войны пришло новое поколение. В их числе капитан Анатолий Алексеевич Маракулин. Он принимал участие в военном конфликте в Венгрии в 1956 году. Его сын Владимир пошёл по стопам отца и тоже связал свою судьбу с авиацией.
Многие известные в городе люди когда-то служили в военной авиации. Например, военный комиссар Лысьвы подполковник Александр Иванов. Специалистом по авиационному вооружению он стал, окончив Пермское ВАТУ. Совершил 26 прыжков с парашютом. Службу Александр Алексеевич начинал в морской авиации Черноморского флота. Причём в полку, где уже были воздушными асами наши земляки Виталий Лучников и Иван Маланчак.
Подполковник Виталий Николаевич Лучников окончил Оренбургское ВВАКУЛ, затем Военно-морскую академию. Служил в Крыму и на Дальнем Востоке. Летал на Ту-16. Позднее в его полк был направлен И.Д. Маланчак. Они даже летали в одном экипаже. Приходилось выполнять полёты на Камчатку, за Курильскую гряду в Тихом океане, совершать дозаправку в воздухе днём и ночью, вплотную приближаться к авианосцам ВМС США. Не менее сложными были полёты над Европой, над Средиземным морем, когда приходилось садиться и взлетать с аэродромов других стран.
Подполковник Иван Маланчак специальность лётчика-штурмана получил в Челябинском ВВАУ. Служил в морской авиации в Крыму и во Владивостоке. Летал на различных  самолетах от Ли-2 до турбореактивных Ту-16, Ту-22, Ту-142. В его лётной «копилке» - 6 500 часов налёта. Иван Дмитриевич принимал участие в локальных войнах, бывал в небе многих зарубежных стран, был участником дружеского визита командующего ТОФ в США.
Капитан Владимир Юрьевич Тагунов окончил авиационное училище в Челябинске по специальности штурман-инженер. Начинал летать на вертолётах Ми-2, Ми-6, Ми-8, а службу заканчивал на Су-24.

Вьюговские орлята

Перечисленные выше лётчики прошли через кружок авиационного моделирования (позже – планерная школа) Дома пионеров (ныне ДДЮТ), который был создан ещё в 1930 году. Начальником ЛПС был Н.А. Шатунов. Занятия авиамоделированием заражали мальчишек мечтой о небе – жить без него они уже не могли и становились профессионалами лётного дела.
Наиболее важный и заметный вклад в это дело внёс энтузиаст Владимир Вьюгов. Сам он служил стрелком-радистом в морской авиации и, как говорится, прикипел душой к небу. За 57 лет работы Владимир Константинович подготовил 23 лауреата Всероссийского заочного конкурса «Юность, наука, культура», более тридцати его воспитанников стали лётчиками, штурманами, авиационными специалистами. Среди них - командир эскадрильи Ту-134 Сергей Беляев, полковник авиации Николай Маркушин, капитан ВВС Валерий Овчинников, командир эскадрильи ВТА Андрей Шолохов, полковник ВВС Сергей Ступников, военные лётчики Константин и Олег Вьюговы, командир Ми-8 Андрей Котельников, подполковник ВВС Александр Санников, инструктор авиазавода Ольга Бушмелева, полковник ВВС Владимир Маркушин.
Сконструированный и изготовленный в лысьвенской планерной школе самолёт выставлялся на ВДНХ в 1969 году. В музее авиации среди лучших заводских моделей России находятся и самолёты, сделанные руками ребят. Лысьвенские планеристы принимали участие во всесоюзных соревнованиях в городе Паневежесе Литовской ССР, в первенствах СССР в Крыму, в Орле и многих других городах. И везде они занимали только призовые места. Именитые инструкторы планеризма восхищались юными авиаконструкторами. Не стоит забывать: большинство планерных клубов работали при поддержке крупных авиационных предприятий. А у нас не было ни авиационных заводов, ни материалов, ни двигателей. Отсутствовали средства и на приобретение планеров, не говоря уже о самолётах. Но трудности давали лишь дополнительный азарт работе конструкторской мысли лысьвенских мальчишек.
За огромный вклад в подготовку молодых кадров для авиации и самоотверженный многолетний труд главком ВВС России маршал А.Н. Ефимов наградил Владимира Вьюгова медалью. Владимир Константинович – почётный житель Лысьвы и «Человек-легенда».

Авиация – не пустой звук для нашего города. Это гордость, честь и слава России! Мы преклоняем голову перед павшими в боях Великой Отечественной и ушедшими уже в мирное время легендарными лётчиками, Героями Советского Союза, конструкторами, создававшими лучшие отечественные самолёты.
Поздравляю всех лётчиков, ветеранов всех войн с Днём защитника Отечества! Здоровья вам, удачи и чистого, мирного неба!

Виктор Кулаков,
председатель МОО
«Комитет ветеранов военной службы»,
подполковник  МВД.
Фото из архива «Искры».

* Наркомат авиационной промышленности (НКАП) был образован 11 января 1939 г.
** ШКАС - Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный.
*** Эта история получила распространение из  воспоминаний конструктора Б.Г. Шпитального, документального её подтверждения нет.
**** Ли-2 - советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84, созданного в свою очередь на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

Куда и по каким причинам исчезает из города трудоспособное население?
Его фронтовые товарищи остались лежать в земле под Сталинградом, в Приднепровье. Война забрала единственного родного брата. Остаётся загадкой, как сумел выжить под прицельным огнём немецких батарей, среди заминированных дорог войны этот лысьвенский паренёк
Яндекс.Метрика