18
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Пол-литра – выигрыш в споре о победителях выборной гонки

22.03.2008Елена КожевниковаПолитика

Кто - к урне, а кто - за пивом

Выйдя на улицу, я внезапно столкнулась… с весной! Снежная каша. Лужи. Грязь. Высокое голубое небо. И на его фоне - голые и неприглядные, одинокие, словно отверженные, ветки деревьев.

- Эй, вы куда направились? – голос мужчины, прозвучавший где-то рядом, отвлек от лирического миросозерцания.

Рядом - группа женщин: судя по спецодежде, дворники. Они стоят кучкой, о чем-то неспешно болтают, видимо, отдыхают. Рядом - лопаты. Но единственный в этой компании представитель сильного пола, скорее всего, бригадир, обращается не к ним. Его слова адресованы двум работницам, отделившимся от остальных. Они отошли на несколько метров, видимо, уже выбрав дальнейший маршрут и желая улизнуть незамеченными. Дезертирши подозрительно переглядываются и о чем-то шепчутся.

- Куда, говорю, направились? – повторил вопрос мужчина.

- Как куда? Голосовать, - парировала та, что побойчее. Ты, Иваныч, разве не знаешь: выборы сегодня!

- Знаю я ваше голосование, - ворчит Иваныч. - До первого магазина дойдете, а там - поминай как звали. А кто работать будет?

- Не-е, мы быстро! – пообещала все та же смелая бабенка и, подхватив подругу, поволокла ее в неизвестном направлении.

Как ни странно, другие прохожие выборной лихорадкой не страдают. Праздно гуляющий народ на избирательные участки не спешит. Да и обсуждает, честно говоря, все, что угодно, кроме главной темы дня.

Вот двое мужчин делятся впечатлениями о субботней рыбалке.

- Вчера на Чусовую ездили, вот таких окуней наловили! - хвастается один, возмещая жестами недостаток словесных эпитетов.

- А я никак выбраться не могу, – отвечает второй, завистливо поглядывая на счастливого собеседника.

Еще одна парочка, неспешно шагая в сторону ЦТД «Привод», говорит тоже не о выборах. Старушки беседуют о насущном.

- У вас-то почистили двор?

- Ага, жди! Ноги сломать можно: ни проехать ни пройти.

- А у нас вчера трактор был. Видимо, перед выборами.

- Я в нашем дворе этой зимой и трактора-то ни разу не видела. Говорят, денег у них на уборку не хватает.

- Зато на зарплаты находят.

Молодежь, кучкуясь на крылечке избирательного участка, собирается на пикник.

- Погодка-то шепчет!..

- Надо в магазин заехать, мясо на шашлыки купить.

- И пивка, Сань, пивка побольше!

...В общем, обычный воскресный день, вполне заурядные разговоры. Неужели никому из праздно гуляющих лысьвенцев на самом деле неинтересны выборы? Хотя о чем это я? Жизнь всегда идет своим чередом...

Тотализатор для Сашки

Покорившись судьбе, точнее, профессиональному долгу, захожу в помещение избирательного участка. На этот раз моя скамейка, скорее, импровизированная - простой стул в фойе ЦТД «Привод». Усевшись за столик с чашкой растворимого кофе из буфета, я внимательно наблюдаю за всеми, кто пришел на выборы. Вереница достигнувших гражданской зрелости тянется медленно и слабо, словно маленький ручеек, по временам и вовсе пересыхающий. Заняться мне абсолютно нечем. Смотреть на отлаженную процедуру «покажите паспорт – вот вам бюллетень» тоскливо.

- Ну, хоть бы что-нибудь этакое, из ряда вон выходящее, произошло, - мечтаю я, включая рвущееся наружу журналистское воображение.

Но, к моему огорчению, избирательная машина работает тихо и ладно, как будто заведенный кем-то механизм тщательно сдобрили хорошенькой порцией масла.

От скуки я принялась вспоминать все, что приходилось слышать и читать о выборах в последнее время. Статьи в газетах и многочисленные листовки, где кандидаты в депутаты сражались друг с другом, демонстрируя чудеса пиар-технологий, не брезгуя и грязным компроматом. А еще - забавные теледебаты, в которых Жириновский обещал осчастливить россиян деньгами в случае своей победы. Многочисленные анекдоты о Путине и Медведеве. И вот оно… душевное, теплое, лиричное, вернувшее меня к утреннему настрою, - наш разговор с дядей Семой.

Мой знакомый Семен Петрович - человек незаурядный. Встречаясь, мы любим поговорить о жизни и делах насущных. В последнее время наши беседы неизменно завершались политической тематикой. Порассуждать о политике Семен Петрович любит: хочется ему, как и всем пенсионерам - людям, отошедшим от дел, - продемонстрировать, что старая гвардия способна не только на печи лежать...

- Вот ты мне ответь, почему к нам международные наблюдатели не едут? - горячился во время одного из наших разговоров мой пенсионер. – Я тебе сам отвечу. Они прямо говорят: чего, мол, у вас делать, когда итог выборов уже предрешен?! Тебе ничего сей расклад не напоминает? А мне напоминает. Анекдот. Сели два мужика за стол, сообразили на двоих, и один другому говорит: «Хочешь президентом быть?» Второй отвечает: «Само собой!» «Хочешь - значит, будешь!» Ударили по рукам и разошлись. Да-да, и не смейся. Народ эту ситуацию именно так и воспринимает.

- Ты, дядя Семен, неправ, - попыталась я заняться политпросвещением. – Кандидатура президента тщательно отбиралась. Аналитики за год озвучивали имена различных кандидатов. Кресло президента прочили Сергею Иванову. В качестве кандидата на этот пост называли даже нашего бывшего губернатора – Юрия Трутнева.

- Да что твои аналитики! – махал рукой мой собеседник. Я сам лучше любых аналитиков могу прогнозы строить.

- Так построй! – не унималась я.

- Тут к бабке не ходи. Видала вон, чего нынче на наших улицах делается? Дороги не чищены. Анархия! Это когда во власти нет никакого порядка. Может, с одной стороны, и лучше, что они там, наверху, за народ уже все решили. Зато порядок будет! А вот что лысьвенцев ждет - еще вопрос.

Дядя Семен вытащил из-за пазухи газету, развернул ее, и я увидела длинные столбики с фамилиями кандидатов в депутаты Земского собрания.

- Смотри, - заговорщически шептал мой собеседник. – Те, против которых черные крестики стоят, - мои, а против которых красные – Сашки, соседа. Это мы с ним поспорили, кто пройдет. Ну как ты не понимаешь? – дядя Семен смотрел на меня, как учитель на отъявленного двоечника, полчаса решающего у доски элементарную задачу.

И тут до меня дошел смысл этой игры. Букмекерские конторы в больших городах задолго до выборов начали принимать ставки на кандидатов. Видимо, дядя Сема решил организовать собственный тотализатор, не обращая внимания на провинциальные условности.

- И какова цена выигрыша? - поинтересовалась я.

- Цена стандартная – пол-литра, - дядя Семен подмигнул и спрятал газету в карман. – Если моих больше пройдет, значит, Сашка «проставляется». А если его – значит, я.

А нам всё равно, кто у нас ворует?

Сидя на стульчике, вздыхая от скуки и потягивая давно остывший кофе, я смотрю на то, как неспешно подходят к белым кабинкам те, от чьих голосов зависит «калым» моего знакомого. Люди не раздумывая ставят галочки, не спеша опускают бюллетени в одинокую урну для голосования.

Мне вдруг представилось, что этот избирательный участок - только капля в огромном океане подобных, что в эту секунду свой выбор делают тысячи и тысячи российских граждан. В разных уголках многомиллионной страны - в мегаполисах и глухих деревеньках, молодые и старые, мужчины и женщины, знаменитые актеры и певцы и никому не известные Ивановы и Сидоровы. Все они голосуют. А зачем? На что надеются? О чем думают, что чувствуют? У каждого из нас - свои проблемы, свои мечты и планы на жизнь. Кому-то не почистили дорогу, кто-то не может купить лекарства по льготному рецепту, у кого-то подрастает ребенок, а устроить его в детский сад не получается - очереди. Надеются ли избиратели на то, что те, кого они выбирают, смогут решить их проблемы?

Каждый раз, отдавая свой голос (пожалуй, единственное, что действительно делает нас равными независимо от чина, звания, уровня жизни и социального положения), мы подспудно рассчитываем: жить станет лучше, жить станет веселей. И забываем при этом известную восточную мудрость: каждый последующий правитель всегда бывает хуже предыдущего.

 Одинокий мужчина, видимо, никуда не спешивший, решил составить мне компанию и, присев рядом, завел разговор.

- Выбираем-выбираем, а что толку? Как жили, так и живем. Цены на коммуналку здорово подскочили. Пенсионерам платить уже невмоготу. Шутка ли сказать: у меня расход больше, чем доход. Разве это дело? Они, когда в депутаты идут, мно-о-огое обещают. В этот раз вон как поливали друг друга, столько нового о кандидатах узнал: кто сколько своровал, кто к чему руку приложил. Видимо, есть за что им вот так друг дружку-то порочить. А зарплата у тех, кто приходит во власть, знаешь, какая? В газете читал: девяносто тысяч. Разве это правильно? Надо им такую зарплату сделать, как у народа. Вот тогда они и рваться туда не будут. А не хочешь – не работай. Вольному – воля. Людям, знаешь, все равно, кто у них воровать будет. Мы - как остывший кисель, налитый в чашку: плаваем сами по себе и никому, по большому счету, до нас дела нет. Чашка-то эта значения не имеет. Кисель в ней каким был, таким и останется.

Власть - сама по себе, а народ...

Мужчина, облегчив душу, ушел, и я остаюсь один на один со своими мыслями.

Наверное, мы слишком много думаем о себе и о своих проблемах, когда выбираем депутата или президента. Мы наивно полагаем, что все зависит от человека, который будет исполнять наказы избирателей, от его личных и деловых качеств. Думаем: молодой - значит, инициативный. Хороший производственник - значит, исполнительный, ответственный, слов на ветер не бросает и будет поддерживать тех, кто поддержал его. Но каждый, кто приходит во власть, рано или поздно сталкивается с системой. Эта система ломает в человеке все хорошее, что изначально в нем, может быть, и было, в том числе - желание помогать людям. Поэтому в нашей стране, как правильно замечают сатирики, власть - сама по себе, а народ - сам по себе. Ну не может человек, получающий зарплату в десятки тысяч рублей, думать о нуждах пенсионеров, у которых счета на оплату жилищно-коммунальных услуг больше, чем пенсия!

Почти у каждого, кто манипулирует сегодня тысячами людских жизней, есть собственный бизнес. Головы народных избранников забиты мыслями, как сделать его успешным. Плюс политические интриги. Когда уж разбираться с тем, что в городе не чищены дороги? Какие тут пенсии, зарплаты, тарифы? Некогда думать об этом. Вон сколько подчиненных в штате администрации - аппарат большой, пусть разбирается. А подчиненные безнадежно машут руками, списывая проблемы на несовершенство новых законов, спущенных сверху. Круг замкнулся, места для простых смертных в нем нет. Да о чем это я? Есть место. А иначе кем манипулировать? Наши голоса – путь наверх, ступенька к благополучию, хорошей жизни, беззаботному сытому будущему. Хотя подняться могут не все, а только самые талантливые манипуляторы.
Я внятно, словно наяву, увидела тех, кого сегодня выбирают. Нервно курящие, меряющие шагами коридоры избирательных участков, они в нетерпении теребят пуговицы на дорогих пиджаках. Их мучает один вопрос: «Пройду или нет?». Самое странное - из всего перечня кандидатов мы почему-то всегда выбираем тех, кто, ловко завлекая обещаниями, скрывает истинные мотивы стремления во власть. Может быть, именно поэтому все они, изначально обреченные на людское презрение и недовольство, после выборов никогда не вспоминают о своих избирателях.

Все мы ищем место под солнцем

Тишина и размеренное течение людского потока на избирательном участке надоедают. Я решаю вернуться на свой пост ближе к вечеру, когда двери помещения закроются и начнется подсчет голосов.

...Первый весенний праздничный день подошел к концу быстрее, чем я ожидала. И родной стул на избирательном участке, оставшийся полуповернутым, вновь приветствует меня, приглашая еще на пару часов сродниться с его холодной пластиковой фигурой.
Меж тем последние избиратели отдают свои голоса. Секундная стрелка неумолимо отсчитывает мгновения до официального конца выборного дня. За несколько секунд до двадцати часов на пороге участка появляется пожилая дама.

Председатель комиссии просит у наблюдателей разрешения проголосовать припозднившейся посетительнице. Никто не против.

Мне почему-то представилось, что голос последнего избирателя может оказаться решающим. Решающим чью-то судьбу, определяющим элитное место под прохладным, расслабляющим дыханием кондиционера в душных залах заседания, под лучезарным климат-контролем в новой иномарке. Каждый из нас, даже самый бескорыстный, ищет место под солнцем. Просто у каждого разные понятия о месте и о солнце. И не стоит относиться ко всему происходящему слишком серьезно. Выборы – это игра по правилам. И не всегда в ней выигрывает тот, кто набрал большее количество голосов. Выигрывает тот, кто смеется последним.

Уже на следующее утро результаты выборов стали известны всей стране. Новым президентом стал Медведев. А черных крестиков дяди Семы, для большей ясности обведенных в кружочек, оказалось больше, чем красных. Представляю, как смеялся мой Семен Петрович в предвкушении «калыма», проигранного неизвестным мне Сашкой...

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

В начале марта жители деревни Липовая-1 провели очередной сход, четвертый по счету за последние три года. Встреча на нем с представителями районной и городской администрации оставила у людей неприятный осадок: новая власть их не услышала! А депутаты - ни районного, ни городского уровня - так и не появились. А ведь какие речи многообещающие лили в выборную кампанию! Но обо всем - по порядку.
Четыре дня в Брянске продолжалось первенство России среди школьников (1991 года рождения и младше) по тяжёлой атлетике. В составе сборной Пермского края выступала ученица школы № 18, 15-летняя воспитанница Лысьвенской ДЮСШ Екатерина Ютволина.
С погодой участникам районного охотничьего турнира нынче повезло: лыжи легко скользят по снегу, день выдался ясный, а значит, и «кабана» легче подстрелить. На старт в районе реки Куропашки вышли 13 команд из Лысьвы, Кунгура, Добрянки, Кына и Кормовища.
Яндекс.Метрика